Выставка одного предмета: Следы утраченной коллекции Георгия Новикова

Выставка одного предмета: Следы утраченной коллекции Георгия Новикова

10/11/2017 11:55

Псков, Владислава Вишневская для AP-PA.RU Совместный проект Псковского музея-заповедника с Агентством AP-PA.RU  "Выставка одного предмета" Сегодня это - Будда из коллекции художника Г.А. Новикова.

В  середине 1980-х годов в ходе поисков материалов о художественной жизни Пскова первой половины 20 века сотрудники художественного отдела Псковского музея-заповедника с помощью коллег из Государственного  Русского музея разыскали в Санкт-Петербурге дочь художника Георгия Александровича Новикова (1898- 1981), Александру Георгиевну, хранившую его творческое наследие. Она любезно передала в фонды музея  обширный рабочий  архив своего отца, а  также живописные и графические работ разных лет, в том числе и великолукского периода (1920-е годы), отражающие его деятельность в качестве театрального художника.

Георгий Александрович Новиков родился в Петербурге в 1898 году. Его отец, Александр Георгиевич Новиков (1867 - 1922), преподаватель Высших педагогических курсов при Академии художеств и коллекционер предметов прикладного искусства, немало способствовал развитию творческих способностей сына и решению его поступить в 1916 году в Центральное училище технического рисования барона А.Л. Штиглица.

О коллекции А.Г.Новикова, утраченной, по свидетельству его внучки, упомянутой выше Александры Георгиевны, в голодные годы (еще до ее рождения), мы можем судить лишь по  нескольким сохранившимся альбомам с фотографиями, сделанными ее  дедом. Судя по ним, когда-то квартира Новиковых в старинном  доме  на одной из линий Васильевского острова напоминала  музей  Ф.М. Плюшкина в Пскове. Отличие состояло лишь в меньших размерах и более определенной специализации  этого собрания, а также в том, что старинная резная мебель и предметы прикладного искусства не теснились и не громоздились друг на друга (как в анфиладе небольших комнат псковского собирателя),  а были расставлены и развешаны «по-музейному», свидетельствуя  о художественном вкусе  хозяина и его любовном отношении к каждому предмету. Известно, что коллекционер много путешествовал по России, и что из каждой  поездки для пополнения своего собрания привозил  предметы поистине музейного уровня. Здесь, помимо мебели, была различная бытовая утварь, старинные ткани, головные уборы, прялки, резные, расписные и инкрустированные ларцы, изделия из бисера, кружево,  украшения, фарфор, художественное стекло, иконы и фрагменты церковного убранства.

В апреле 2013 года 89-летняя Александра Георгиевна изъявила желание передать в Псковский  музей-заповедник ряд живописных этюдов своего отца послевоенного времени (в том числе тематически связанных с Псковской землей), а также четыре  драгоценных альбома с фотографиями утраченной коллекции своего деда. Теперь, при желании, можно попытаться проследить судьбу отдельных ее экспонатов,  которые  в силу своих высоких художественных достоинств, вполне могли осесть  в  крупнейших  музейных  собраниях  Санкт-Петербурга и Москвы.

Помимо этого  музею были подарены три старинные вещи, хранившиеся в доме  среди случайных ширпотребовских безделушек давно, сколько Александра Георгиевна себя помнит. Можно со значительной долей  уверенности предположить что они – ни что иное, как остатки исчезнувшей коллекции. Вероятно, эти предметы сохранились  случайно, в силу того, что они не являлись  по каким-то причинам (в том числе сохранности) привлекательными для покупателей.

Наиболее интересна из числа упомянутых вещей небольшая бронзовая скульптура  Будды,представленного сидящим на троне-лотосе в медитативной позе.  Его руки, развернутые ладонями вверх,  сложены в  особом жесте(дхьяна-мудра) и покоятся на бедрах,правая ладонь над левой.

 Данный вариант ритуального положения рук,когдабольшие пальцы формируются в «мистический треугольник»,предназначен для медитации. Эта мудра является весьма древней и традиционной для изображения  будды-амитабхи. Она использовалась еще  в языке жестов йогов во время  медитативных или лечебных упражнений.

 Лотос - распространенный и многозначный символ восточной культуры, традиционный знак чистоты. Одновременно это символ возрождения, красоты,  счастья, чистоты и духовности, своего рода колесо жизни, где прошлое, настоящее и будущее представлены одновременно.

Каждое почитаемое божество в буддизме сопровождается изображением лотоса. Воплощение  совершенства,  вырастая из черной болотной воды, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в земном мире. Будда, восседающий на троне в виде полностью раскрывшегося цветка,считается сердцем лотоса.

Как лотос существует в трех элементах (земля, вода и воздух), так и человек живет в трех мирах: материальном, интеллектуальном и духовном.

ИзображениеБудды, поступившее в Псковский музей из коллекции  А.Г.Новикова, было отлито из бронзы предположительно в 19 веке. Время оставило на нем значительные сквозные утраты,благодаря которым, вероятно, эта вещь в доме Новиковых и сохранилась. Со временем, как мы надеемся, удастся уточнить датировку и историческую ценность Будды, а также найти музейное применение столь редкому для нашего собрания предмету.

 

Фото: Будда.19 в.(?). Бронза, литье. От А.Г.Новиковой (Санкт-Петербург) в 2013 г.


Другие новости


Выставка одного предмета: жалованная грамота царя Ивана Васильевича
Псковский музей. Выставка одного предмета: первая иллюстрированная русская  азбука
Выставка одного предмета: единственный Веджвуд в Псковском музее

Новости портала Я РУССКИЙ