Вскоре после того как с Черкизоном было покончено, 6 августа 2009 года следователи СКП с оперативниками и бойцами спецназа ФСБ нагрянули в знаменитый ресторан «Прага» на Арбате. Как и Черкизон, он принадлежал группе компаний АСТ во главе с президентом Тельманом Исмаиловым. Силовики в лучших традициях «маски-шоу» эффектно провели в «Праге» обыск с выемкой документов.
Официально следственные действия проходили в рамках расследования уголовного дела, возбужденного против Олега Матыцина, бывшего ректора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма (РГУФКСиТ). Его обвинили в злоупотреблении служебным положением: Матыцин якобы сдал в аренду компании КБФ АСТ участок вузовской земли площадью около 665 тысяч квадратных метров. Этот участок использовался Черкизоном для торговли, но земля находилась в федеральной собственности, а значит, сдавать ее в аренду экс-ректор права не имел.
Впрочем, адвокаты АСТ тогда заявляли, что дело о вузовских землях стало только поводом для обысков, а следователи изымали документы, связанные с бизнесом Тельмана Исмаилова. В частности, юрист Ольга Натапова говорила, что документы, касающиеся аренды земель, следователи уже изымали при обысках в «Праге» в 2007 году, а значит, в 2009 году они, по всей видимости, искали что-то другое. В итоге поздним вечером 6 августа следователи увезли из «Праги» несколько десятков коробок с бумагами и системные блоки компьютеров.
В окружении Тельмана Исмаилова и закрытие Черкизона, и обыски в «Праге» тогда связали с частью большой кампании против предпринимателя.
«Тельман Марданович еще надеется, что его неприятности были организованы кем-то из конкурентов и в конце концов, пусть с какими-то потерями, ситуацию удастся разрешить. Но тем, кто близко знаком с происходящим вокруг его бизнеса, уже понятно, что приказы исходят с самого верха», — рассказывал СМИ близкий знакомый Исмаилова.
Уже в то время хозяин Черкизона предпринял шаги, чтобы минимизировать возможные последствия кампании против него. Исмаилов перебрался в Турцию и занялся оформлением гражданства этой страны.
Неприятности Исмаиловапродолжились летом 2014 года. Окружной суд Никосии по требованию компании Sezaria Ltd, входящей в группу «Мангазея», принадлежащую Сергею Янчукову, заморозил активы бывшего владельца Черкизона в объеме 135 миллионов долларов. Истец утверждал, что Исмаилов не вернул ему долг 100 миллионов долларов.
Представитель «Мангазеи» пояснил в суде, что зарегистрированная на Кипре компания Tandum Тельмана Исмаилова заключила в 2010-2011 годах два договора займа с Sezaria на 100 миллионов долларов под 10 процентов годовых сроком на один и два года соответственно. Каждый из этих договоров с тех пор пролонгировался, и по обоим конечный срок выплат был установлен на 1 сентября 2013-го. В мае 2013 года Исмаилов обязался по первому требованию кредитора погасить долг и проценты.
«Кредиты возвращены не были. Договориться с заемщиком не удалось, и в декабре 2013 года в адрес Tandum были направлены письма с уведомлением о просроченной задолженности и просьбой ее оплатить», — сообщил представитель кредитора.
Источники в окружении Исмаилова тогда сообщали СМИ, что бизнесмен будет изыскивать средства для погашения обязательств перед Янчуковым, который, в свою очередь, намеревался продолжить разбирательство в Международном арбитражном суде Лондона. Между тем среди активов, которые могли бы обеспечить долг перед Sezaria, оказался тот самый семизвездочный отель Mardan Palace.
Больше года спустя, в начале октября 2015-го, Банк Москвы подал в арбитражный суд столицы иск о признании Исмаилова банкротом. Как отмечалось в иске, с сентября 2012-го по февраль 2014 года Банк Москвы предоставил три кредита на общую сумму более 230 миллионов долларов ООО «Руслайн 2000» и голландской Tropicano Finance B.V. Обе компании, как утверждал Банк Москвы, были связаны с АСТ, а ее бенефициар Тельман Исмаилов дал личные поручительства о возврате кредита в установленные сроки.
При этом ни проценты, ни основной долг, как следует из иска, выплачены не были. В результате общая задолженность Исмаилова как поручителя, с учетом всех пени и просроченных процентов, достигла к 1 октября 2015 года 286,4 миллиона долларов. В Банке Москвы посчитали, что поскольку Исмаилов «в течение длительного времени не исполняет денежные обязательства», он является неплатежеспособным. В связи с этим юристы банка попросили арбитраж признать Исмаилова несостоятельным и «ввести процедуру реструктуризации долгов гражданина». 6 октября 2015 год арбитражный суд Москвы принял решение по другому иску Банка Москвы и постановил взыскать около 213 миллионов долларов со структур, подконтрольных Исмаилову.
2 ноября 2015 года Тельман Исмаилов лишился своего семизвездочного детища, элитного Mardan Palace. Его приобрел турецкий Halkbank, покупка обошлась кредитному учреждению всего в 360 миллионов турецких лир (123 миллиона долларов), при том что отель оценивался в 719 миллионов лир (246 миллионов долларов).
Других претендентов на актив, кроме Halkbank, не оказалось, а 76 миллионов долларов из вырученных от продажи средств пошли на погашение долгов. Причины продажи Mardan Palace оказались прозаичны: структуры Тельмана Исмаилова задолжали около 200 миллионов долларов местным банкам и строителям отеля, а крупнейшим кредитором являлся как раз Halkbank.
По странному стечению обстоятельств сложности с кредиторами у группы АСТ Исмаилова возникли именно после закрытия Черкизона.
Судьба роскошного отеля после продажи была незавидной: 12 ноября этого года стало известно, что Mardan Palace подвергся разграблению — с его территории похитили часть позолоченной ограды и перила. Как отмечали турецкие СМИ, это произошло потому, что из-за долгов гостиница была обесточена, сигнализация отключена. Отель категории люкс перестал принимать гостей в минувшем августе, после этого персонал его покинул, и территорию Mardan Palace стали посещать воры.
23 ноября 2015 года Тельман Исмаилов направил в Арбитражный суд Московской области заявление о банкротстве. Однако 26 ноября суд принял решение оставить заявление Исмаилова без движения из-за нарушений ряда формальных требований закона о банкротстве. В частности, бывший владелец Черкизовского рынка не представил копии документов о сделках с недвижимым имуществом, ценными бумагами и долями в уставном капитале.
Тем не менее 21 декабря 2015 года суд все же признал Исмаилова банкротом, в отношении него было открыто конкурсное производство. Причем это решение было вынесено не по заявлению самого Исмаилова, а по иску его бизнес-партнера Бориса Зубкова. Позже решение о банкротстве Исмаилова было оспорено БМ-Банком (входит в группу ВТБ), добивавшимся реструктуризации задолженности, что позволило бы избежать распродажи имущества банкрота.
Однако, как заявлял финансовый управляющий Исмаилова Алексей Грудцин, бизнесмен отказывался идти на контакт с кредиторами, а предложенный им самим план реструктуризации Грудцин назвал нереалистичным. В итоге 9 марта 2017 года стало известно, что начата процедура распродажи имущества Исмаилова.
Как отмечалось, разорившийся бизнесмен владеет двумя участками в Подмосковье оценочной стоимостью около 500 миллионов рублей, 349-метровой квартирой в Одинцовской районе Московской области и виллой на Лазурном Берегу Франции за 25 миллионов евро (заложена в Deutsche Bank). Кредиторы предъявили к Исмаилову требования почти на 157 миллиардов рублей.
Истории с исками к Исмаилову не покидали новостные сводки на протяжении минувшего года. Слуги Фемиды, судя по всему, пристально следят за всеми изменениями, связанными с активами бизнесмена-банкрота. Так, 28 сентября арбитражный суд Московской области расторг сделки по передаче Исмаиловым своему внуку двух квартир на Кутузовском проспекте в Москве. Включить недвижимость общей площадью более 290 метров в конкурсную массу потребовал финансовый управляющий Исмаилова Валерий Кубелун, что и было сделано.
21 ноября 2016 года в управлении Следственного комитета России (СКР) по Московской области заявили, что родной брат Тельмана Исмаилова — Рафик Исмаилов — подозревается в расстреле московских бизнесменов. Следователи отмечали, что Рафик Исмаилов был задержан еще в сентябре, а после арестован. Ему и еще одному фигуранту, имя которого не называлось, тогда предъявили обвинение в убийстве двух и более лиц.
В мае 2016 года на 30-м километре Новорижского шоссе, в салоне автомобиля Toyota Land Cruiser 200 нашли тела двух предпринимателей — владельца нескольких торговых комплексов Владимира Савкина и учредителя «Люблино-Моторс» Юрия Брилева — с огнестрельными ранениями. По данным СМИ, мотивом для убийства Савкина мог стать его финансовый спор с Исмаиловым. Брилев же, вероятно, стал случайной жертвой.
Эта громкая история получила продолжение год спустя: адвокат Александр Добровинский на своей странице в Facebook сообщил, что по 12 адресам Тельмана Исмаилова проводятся обыски, в которых задействованы десятки человек. Добровинский отметил, что «ищут что-то, что не могут найти». Адвокат предположил, что мероприятия связаны с братом бизнесмена, и добавил, что Исмаилов в шоке от обысков.
Высокопоставленный источник в следственных органах на условиях анонимности сообщил «Ленте.ру», что обыски по адресам Исмаилова предположительно проводятся в рамках расследования убийства Савкина и Брилева.
И вот — последний на сегодня поворот в деле бывшего хозяина Черкизона. 11 ноября адвокат Марина Русакова сообщила, что Басманный суд Москвы заочно арестовал Тельмана Исмаилова по обвинению в организации двух убийств и в незаконном обороте оружия. Исмаилов объявлен в международный розыск. Русакова уточнила, что решение о его аресте принято 30 октября, апелляцию суд рассмотрит 15 ноября. По предъявленным обвинениям разорившемуся бизнесмену грозит пожизненное лишение свободы. Криминальная история с участием бывшего хозяина Черкизона, судя по всему, набирает обороты.