Дмитрий Конаныхин: внутренняя экономика предприятий Илона Маска самый большой секрет

Дмитрий Конаныхин: внутренняя экономика предприятий Илона Маска самый большой секрет

22/01/2018 11:47

Москва, Дмитрий Конаныхин для AP-PA.RUИзвестный писатель, инженер, рассказывает о экономике проектов Илона Маска.

 

 

Внутренняя экономика предприятий Маска является самым главным его секретом, могу опираться на открытые источники.

Себестоимость производства Falcon 9FT составляет $60 миллионов долларов.

(Как и сколько Маск осуществил капитальных инвестиций, как он рассчитывается с миллиардными долгами и как он хочет выйти на прибыль – это вопросы не ко мне).

Заправка компонентами топлива и окислителя - $200000, поэтому этим значением можно пренебречь. Сам Falcon 9FT является, по факту трёхступенчатой ракетой, при этом традиционные первые две ступени объединены в одну, которая "забирается" выше и набирает скорость до 6 Мах. По количеству двигателей и по габаритам конструкции, ДОПУСТИМ, что вторая ступень ракеты стоит 1/10 от стоимости всей ракеты (это с очень большим запасом – я намеренно украшаю экономику). Таким образом, со второй ступенью безвозвратно теряется $6 млн. долларов.

Итак.

Стоимость пуска НОВОГО носителя 62 миллионов.
Себестоимость производства двух ступеней 60 миллионов.
Безвозвратно теряется вторая ступень стоимостью 6 миллионов.
Стоимость новой первой ступени ДОПУСТИМ в 54 миллиона.
Прибыль от пуска $2 млн.
Вы должны пустить 30 (тридцать) новых носителей, чтобы заработать денег на один новый.

На пуски с повторным использованием уже летавшей первой ступени Маск даёт скидку в 10% от стоимости brand new носителя. (Однако нигде не сообщается о регламенте обследования удачно приземлившихся первых ступеней, длительности этих операций, дефектовке, выбраковке, вообще, о комплексе работ по обеспечению гарантии на безотказную работу ступени – и, самое главное, сколько это стоит).

Стоимость пуска носителя с уже летавшей второй ступенью составляет: 62 – 10% = $55.8 миллиона, округлим до 56 миллионов.
При этом, стоимость второй ступени та же самая: $6 миллионов долларов.
$56 - $6 = $50
Таким образом, Маск предлагает своим клиентам УЖЕ ЛЕТАВШУЮ первую ступень за $50 миллионов долларов при изначальной стоимости её производства в $54 миллиона.

ПОЛУЧАЕТСЯ, что стоимость подготовки уже летавшей ступени к повторному пуску составляет всего $4 миллиона?

Вот тут начинается самое интересное – одно дело идти по пути Space Shuttle и в течение нескольких месяцев перебирать и дефектовать сверхсложную машину, испытывать и собирать, заново отжигать двигатели, обеспечивая надёжность пилотируемых пусков (и именно так сделали со ступенью, слетавшей сегодня ночью) – и совсем другое дело – создать КОНВЕЙЕР по работе со вторыми ступенями для обеспечения их повторных пусков.

Сколько времени занимает полная дефектовка первой ступени, сколько стоит завод по переборке первых ступеней (а это должен быть целый завод, со стапелями и испытательными стендами – это минимум сотни миллионов долларов капитальных инвестиций и десятки квалифицированных специалистов – я о таких инвестициях не слышал, может, вы слышали? Или Маск всю дефектовку делает силами своего завода, производящего новые ступени? А когда новые носители производить? Где? На каких мощностях?)

А вот теперь следите за логикой заказчиков:

1) Мне, заказчику, предлагают цену выведения на орбиту НОВОЙ ракетой за $62 миллиона

и

2) Мне, заказчику, предлагают цену выведения на орбиту ракетой с Б/У первой ступенью за $56 миллионов.

Я беру в руки калькулятор и тяжело задумываюсь – кто-то где-то мне сильно врёт:

- или кто-то очень-очень жадный – и заставляет меня, по сути, заплатить $50 миллионов за первую ступень, которую уже заплатил мой конкурент, партнёр – или я сам, на предыдущем пуске,

- или кто-то очень-очень врёт со стоимостью и сроками дефектовки и подготовки летавшей первой ступени ко второму пуску – и зачем мне экономить аж 6 миллионов, рискуя спутником стоимостью 50-100 миллионов? И не сорвёт ли Маск сроки предоставления носителя для пуска? (уже сейчас срывает – и очень сильно). И почему я должен, по сути, кредитовать его компанию?

Тогда – что это за многоразовость такая?
Когда надо вывести на геостационар тяжёлый спутник – "многоразовую" ракету обдирают – снимают всё оборудование для посадки, включая посадочные опоры. Когда надо вывести обычный спутник за счёт повторного использования уже летавшей ступени – я экономлю всего 6 миллионов? Всего 10% стоимости пуска новой ракетой?

Эммм...

Главное, чтобы на это железо не сажали людей. А на облёт Луны пусть первым летит Маск. Сам, как положено инженеру.

Начало формы


Дмитрий Конаныхин

Текст публикуется по согласованию с автором

 Фото с сайта kinoipoisk.ru


Другие новости


Островский в театре Наций: Катерина по уши в кровище, мужик без трусов и адские манекеншицы в платках с хохломой
Наталья Ефимова: В Польше сносят памятник моему отцу и его товарищам.
Сегодня в Канаде приоткрыли окошко в ад

Новости портала Я РУССКИЙ