Владимир Мулявин, великий музыкант нашего времени

Владимир Мулявин, великий музыкант нашего времени

31/01/2018 09:06

Москва, Михаил Захарчук для AP-PA.RU Известие о то, что Владимир попал в жуткую автомобильную катастрофу, застало меня в дороге. Остановив машину, я присел у обочины, закурил дружащими руками. 

В 2003 году нас покинул выдающийся советский и белорусский музыкант, эстрадный певец (драматический тенор), гитарист, композитор, аранжировщик, художественный руководитель вокально-инструментального ансамбля «Песняры», народный артист СССР Влаимира Мулявина

Известие о то, что Владимир Мулявин попал в жуткую автомобильную катастрофу, застало меня в дороге. Остановив машину, я присел у обочины, закурил дружащими руками. Не верилось… Уже из дому позвонил в Минск другу Грише Соколовскому, в то время председателю Союза журналистов Белоруссии. Он был в курсе дела.  Сказал: Володю только что прооперировал в Институте травматологии и ортопедии известный белорусский нейрохирург Иосиф Воронович. Самое страшное уже позади. Осенью того же 2002 года Мулявина перевезли в Москву. Курс реабилитации он проходил в отделении нейрохирургии больницы имени Бурденко. Там мы последний раз свиделись. Врачи и сам Володя были полны оптимизма. Но 26 января 2003 года его не стало…

Первое моё интервью с Мулявиным состоялось ровно тридцать лет назад, в январе 1983 года. С тех пор мы регулярно перезванивались и практически в каждый его приезд в Москву встречались.  Столицы нашей родины, именно как города, он не любил. «Мне Минск нравится. Уютный, тёплый, домашний город. А Москва не соответствует моему характеру. Она во всём стала похожа на западный город. Тут- далеко за полночь, а люди бродят. У нас в Минске в десять вечера уже все улицы пустынны. И поведение москвичей обязывает жить по их законам. А это не по мне. В то же время наши концерты здесь принимают столь же радушно, как и в Белоруссии. А для меня это - главное».

Разумеется, я бывал на всех концерта "Песняров".Дружбой такое спорадическое общение назвать нельзя, но то, что наши отношения были выше деловых– факт бесспорный. Послуживший человек,  Володя очень серьезно и уважительно относился ко мне, прежде всего, как к офицеру, а потом уже и как к газетчику. Никогда не кочевряжился,  если мне требовался от него срочный  какой-нибудь отклик или интервью для газеты, журнала, радио, телевидения.

Был он по-крестьянски основателен. Любил рыбалку. Обожал копаться в саду. Домик в деревне держал. Всегда своими яблоками хвастался. Болел за минское «Динамо» даже тогда, когда клуб еле влачил своё существование. На стадионе его трудно было узнать, так истово переживал за футболистов. А по жизни производил впечатление грустноватого, больше обращённого мыслями вовнутрь себя, даже стеснительного человека.

Леонид Борткевич, самый лирический тенор «Песняров» и вообще, если читатель помнит красавец мужчина, вспоминает: «Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя.

Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его ОТТУДА».

Тут надо, наверное, напомнить о том, что Борткевич был не просто соратником Мулявина, но и самым близким его другом. И вдруг он вместе с женой гимнасткой Ольгой Корбут уезжает в Америку после взрыва на Чернобыльской АЭС. Спрашиваю Володю: как он отнёсся к поступку друга? «Знаешь, если честно до конца, то я и сам некоторое время был в сомнениях на этот счёт. Заманчиво было махнуть за океан и работать там без оглядки на власть. Тем более, что меня не раз приглашали туда. А в 1977 году даже предложили остаться. Уже в перестройку я поехал в Америку по приглашению Лёни и жил у него какое-то время. О чём только мы тогда не переговорили. И, знаешь, я для себя окончательно понял: менять что-то в жизни уже поздно. Это надо делать лет в восемнадцать, чтобы встать на ноги. Но главное даже не это. Моя музыка ТАМ никому будет не нужна. А жратва, шмотки, бабки,- ты же знаешь,- меня никогда они не прельщали».

Наверное, не всем читателям известно, что Владимир Мулявин– русский человек. Родился он 12 января 1941 года в Свердловске. Учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. «Вообще-то музыкой я начал заниматься лет с двенадцати. Играл сначала на балалайке, затем освоил гитару, потом другие (да почти все) струнные инструменты. Учился больше самостоятельно. Учителя не одобряли моих поисков и метаний. Из училища исключали дважды. Потом я сам ушёл. Маму видел редко. Нас было трое в семье, мама нас воспитывала одна и очень много работала.

Было послевоенное время, жилось нам голодно. Мама часто меня упрекала: «Что ты, сынок, всё время бренчишь? Когда делом займешься? Настоящей работой?» - «Мама, что в твоём представлении настоящая работа?» - «Ну пошёл бы хоть в слесари на «Уралмаш». Знаешь, сколько они зарабатывают?» - «Сколько?» - «А под двести рублей в месяц – не хочешь!» Для неё это были фантастические деньги. В шестнадцать лет я устроился в оркестр и с первой получки отдал матери триста восемьдесят рублей. Вот тогда она зауважала мою музыку. До самой армии я обеспечивал очень приличное благосостояние семьи. Потом пошёл служить в Белорусский военный округ. И республика эта стала моей второй родиной. На самом деле, я не рисуюсь».

Ещё на службе Мулявин начал сочинять музыку, которая многие годы спустя стала основой в деятельности «Песняров».«Это правда, что во многом благодаря армии,  я стал серьёзно заниматься именно народной музыкой. Не случись в моей биографии армейского строя, наверняка, ушёл бы в тяжёлый рок. А было так. Службу свою срочную я заканчивал в  ансамбле  Белорусского военного округа.  Там и появилась у меня идея создать группу.  Но одного желания в таком деле мало.  Нужны были люди, способные  разделить идею и безоговорочно в неё поверить.

Таких людей найти мне удалось. Александра Демешко, ударника - в Брестском музыкальном училище.  Универсалы-исполнители Владислав Мисевич и Валерий Яшкин, как и я с братом Валерием,  отслужили срочную. Осенью 1969-гомы официально  сдали  программу руководству Минской филармонии.  В тот год мы еще назывались "Лявоны" (балагуры – М.З.). И критика, и публика приняли нас довольно сдержанно. Но мы знали, на что идём и не унывали. Через год на 1У Всесоюзный конкурсе артистов эстрады мы привезли не только новую программу, но и другое имя - "Песняры". Наш репертуар, состоящий в основном из военно-патриотических песен,  таких, как "Темная ночь", "Хатынь", завоевал первое место.  Откровенно говоря,  сообщение это застало нас врасплох. На заключительном концерте мы настолько разволновались, что  запели  в разных тональностях. 

Помнится, председатель жюри,  сокрушенно покачав головой, сказал: "Кажется, рановато мы дали им лауреатов...". Об этих далеких уже теперь событиях я нет-нет, да и напоминаю ребятам в воспитательных целях.  Говорю им:  коль скоро мы -  профессиональные исполнители, то не имеем права расслабляться ни при каких обстоятельствах. Уровень мастерства коллектива должен быть не только высоким, но и главное - стабильно высоким. Это – аксиома».

Здесь, как говорится, апарт – реплика в сторону. Со временем электроника получила такое сумасшедшее развитие, что гармонию музыки стали по-сальеровски именно электроникой и поверять. И оказалось, что самыми гармоничными в мире были вовсе не «Пинк Флойд» и даже не «Битлз», а «Песняры» и «АББА». Редчайшей синхронности звучало их исполнение.

…Если мы дадим себе труд серьёзно вдуматься в само название  ансамбля "Песняры" времён, когда ими руководил Мулявин, то нам станет ясно, что оно далеко не случайное и в нём заложен глубочайший смысл. В самом деле,  то были не  просто  "поющие  ребята",  "гитары","сердца". И  не  "фолк" - "рок-группа" они,  не «машина» или что там ещё бывает необычное,  эпатирующее в нашей песенной эстраде. Они именно - песняры. Как бывают маляры,  столяры, пахари, кузнецы, учителя, врачи, ратники.

Такой ряд можно продолжать,  и,  я уверен, никто из членов старого ансамбля не обидится на  подобное сравнение. 

Потому что с самого своего рождения они взяли, говоря казённым языком, твердый курс на созидание, творчество, упорный труд. А честный, самоотверженный труд  никогда  не бывает легким,  как не бывают легкими хлеб, металл, уголь, победа в бою. Конечно, любое сравнение хромает.  И кто-то, возможно, ухмыльнется: эка невидаль ударять по струнам электрогитары да петь себе в  удовольствие.

Жаль, что таким скептикам не суждено хоть раз увидел репетицию"Песняров". А я видел и слышал! До седьмого пота оттачивали они каждую музыкальную  фразу, находили новый  поворот, обертон  в мелодии и тут же его отвергали,  чтобы найти лучший. А ведь  они уже тогда были мастерами высочайшего класса,  ставшими первым нашим вокально-инструментальным ансамблем, признанным на Западе. Там, откуда всегда исходила мода на подобного рода  музыкальное  исполнение. Верно, искушенная американская пресса не зря окрестила тогда их поездку "русским вторжением на западном рок фронте".

"Песнярам", впрочем, стоя аплодировали не только в городах Соединенных Штатов. Их восторженно принимали и в ГДР,  и в Болгарии,  и в ФРГ,  и в Югославии, и ещё во многих других западных странах,  где,  как известно, нехватки в своих ВИА отродясь не  ощущалось  и  тамошнюю  публику  трудно  в  этом  смысле чем-нибудь удивить. "Песняры" удивляли. Потому что над каждым своим номером трудились всегда так, как ювелир вкалывает над дорогим украшением. Простой пример: юбилейную (посвященную десятилетию ансамбля – М.З.) программу они готовили на два часа. Сделали три. А для публики оставили всего 50 минут. Зато каких минут!

Существовало ещё одно обстоятельство, в решающей степени способствующее и популярности ансамбля,  и  его  творческому  долголетию.  (В СССР старше «Песняров» был только "Орера" – М.З.). Истоком  их  музыкальных изысканий всегда оставалась народная музыка. А она, как известно, девальвации не подлежит. И если всё же искать ответ на вопрос о загадке и разгадке успеха "Песняров" времён Мулявина, то только в их отношении к народной песне: бережном и...  смелом.

Тут их работа вновь напрашивается на сравнение. На этот раз - с трудом реставраторов.  Те,  как известно, тоже ни сил, ни энергии не жалеют,  чтобы сохранить памятники  древнего  зодчества. Хотя куда  было бы проще,  используя современные материалы,  возводить новые строения. Так, благодаря Мулявину, в историю музыкальной культуры Белоруссии навсегда вошли написанные им "Песня пра долю", вокальный цикл "Я не паэта...", музыкальный спектакль "На увесь голас" по поэме В.Маяковского, композиции "Песня - бясцэнны дар", "Празусю вайну", "Вянок М. Багдановiчу".

Он же дал вторую жизнь белорусским народным песням "Касiу Ясь канюшыну", "Рэчанька", "Купалiнка", "Перапелачка". А уже для людей всего великого Советского Союза навсегда полюбились такие вокальные произведения "Песняров", как "Александрына", "Завушнiцы", "Марыся", "Вологда", "Чырвона ружа", "Олеся", "Белоруссия", "Ой, калядачкi", «Беловежская пуща» и многие другие. Вряд ли кто станет спорить, что всё это – светлая, добрая, созидающая музыка, без реактивных децибелов, без исполнительских дыма, вони и огня. Возможно, и поэтому Джон Леннон называл «Песняров» величайшей группой в мире.

Меж тем жизнь основателя этого уникального в мире ансамбля выдалась далеко не безоблачно и безмятежной. Рано умер отец. В 1973 году при невыясненных обстоятельствах в автокатастрофе погиб старший брат Валерий, а потом умерла и мама. Первый раз Володя женился ещё на службе на актрисе Лидии Кармальской. У них родилась дочь Марина и сын Владимир. От второго брака со Светланой Слизской родилась дочь Ольга.В 1981 году Мулявин развёлся и женился на актрисе Светлане Пенкиной. В 1982 году у них появился сын Валерий. Разлуку с детьми Володя переносил тяжело, сетовал, что безотцовщина ничего хорошего им не принесёт. И как в воду глядел. В 2006 году его сын от первого брака умер в тюрьме. «Но ты понимаешь, - говорил,- как всё в жизни не просто. Ансамбль ведь моя вторая семья. И если откровенно, я даже не разрываюсь между ним и детьми. Ансамбль всегда у меня на первом месте. Наверное, это плохо, но что я могу поделать». 

И вдруг в 1997 году этот самый музыкальный коллектив, прочно стоявший для его создателя впереди семьи, обвинил Мулявина во всех смертных грехах. Большинство музыкантов ушли из состава, организовав собственный коллектив "Белорусские песняры". «Ну что ж тут поделаешь,- вопреки моим ожиданиям весьма спокойно прореагировал Мулявин.- Это и есть издержки перестройки, на  которую мы все так уповали. Некоторые наши ребята захотели самостоятельности и отделились.

Они решили, что смогут меньше работать, но больше получать. И на первых порах у них может даже получиться. А потом? Но, меня, как ты понимаешь, меркантильные интересы не волнуют. Мне важно и интересно творчество. Я поэтому не возмущаюсь выходкой ребят. Я всегда знал одно - надо работать. Ведь жизни в любом случае осталось мало. А жить хочется даже из любопытства. Буду вновь возрождать «Песняров».

21 января 2001 года "Песняры" во главе с Владимиром Мулявиным дали праздничный концерт в ГЦКЗ "Россия" в рамках Дней белорусской культуры и в честь закладки плиты-звезды ансамбля на "Площади звезд". То выступление оказалось последним московским концертом "Песняров" под руководство Мулявина.

И последнее. В 1999 году «гражданин четырёх стран – Израиля, США, РФ и Белоруссии» Леонид Борткевич вновь стал солистом ВИА «Песняры» и пребывал в нём до самой смерти его руководителя Владимира Мулявина. Предполагалось, что именно он возглавит ансамбль после кончины Мулявина. Однако Министерство культуры Республики Беларусь назначило руководителем «Песняров» Валерия Скорожонка. Естественно, Борткевич вместе с несколькими участниками покинули ансамбль и стали выступать под названием «Песняры» под управлением Леонида Борткевича.

В 2008 году и этот ансамбль распался. Через год Борткевич вместе с бывшими музыкантами мулявинского коллектива Анатолием Кашепаровым и Олегом Молчаном объединились в ансамбль «Песняры» под управлением Борткевича. По словам Леонида, их коллектив намерен зарегистрироваться как «Песняры» имени Владимира Мулявина». «Мы объединяемся не ради бизнеса, а для того чтобы передать наш опыт и творческое наследие молодым талантам, которые знают и помнят наши песни, включая белорусский государственный ансамбль «Песняры», - заявил Борткевич в интервью.

Как говорится, дай-то Бог. Но как бы там ни завершились эти унизительные тяжбы, ясно одно: больше такого выдающегося ансамбля и  в истории Белоруссии, и в истории России уже никогда не будет. А Владимир Мулявин навечно останется в нашей памяти, как символ, как живое воплощение братства белорусского и русского народов.

 

Михаил Захарчук.

 

Фото с сайта нашкрай.бел

 


Другие новости


Юрий Никулин: Наш президент всегда справа и уже давно продан...
Человек рожден для добра. Памяти Мамуда Максимовича Шавершяна
Михаил Захарчук: Пьеху любят все!

Новости портала Я РУССКИЙ