Михаил Васьков: К 75-летию Михаила Шемякина: Мастер эпатажа или?!...

Михаил Васьков: К 75-летию Михаила Шемякина: Мастер эпатажа или?!...

05/05/2018 12:01

Москва, Михаил Васьков специально для AP-PA.RU  На днях американский художник, скульптор и театральный декоратор русского происхождения Михаил Шемякин отметил юбилей. Кто он в русской культуре?

Американский художник, скульптор и театральный декоратор российского происхождения Михаил Шемякин отмечает свой бриллиантовый юбилей… За годы творческой деятельности каких только эпитетов ни приходилось ему слышать в свой адрес – от восторженных до, мягко скажем, критических. Его объявляли то сумасшедшим, то гением, что, впрочем, лишний раз доказывает, что сии понятия подчас лишь две стороны одной медали…

Современной молодежи – объекту творчества зарубежного мэтра (вспомним его наводящие жуть фигуры на Болотной в стиле Босха «Дети – жертвы пороков взрослых» – М.В. ) это имя уже вряд ли что скажет, да и широкий зритель успел изрядно его подзабыть. Между тем в недоброй памяти годы горбачевской «перестройки» и в девяностые сей и доныне бодрый эпатажный эмигрант, будучи «своим» в питерской демтусовке, частенько мелькал на ТВ – то становился героем «светской хроники», то вдруг представал главным борцом за возвращение советских военнопленных из Афганистана… Но главную известность Шемякин приобрёл благодаря неизменной шапочке-«пиндоске» на голове и крайне неоднозначным скульптурным «дарам» бывшим соотечественникам. Либеральная пропаганда, помнится, усиленно дудела тогда в уши досужему обывателю об их высочайшей художественной и материальной ценности.

…Будущий монументалист родился в 1943 году в Москве. После Победы долгие годы жил в Восточной Германии (там служил отец). С 1957 года – в Ленинграде. Поступил в знаменитую «Репинку», из которой в 1961 году был исключён за «эстетическое развращение однокурсников». В лучших традициях «поколения дворников и сторожей» трудился затем почтальоном, вахтером, такелажником в Эрмитаже. По некоторым сведениям, в конце шестидесятых два года даже был послушником в Псково-Печорском монастыре… Одновременно примыкал к художникам-неформалам и, как говорилось в удаленной ныне версии Википедии, постоянно «искал новые формы искусства, за что подвергался принудительному лечению в психбольницах». Однако, по словам самого Шемякина, инициатором его «гонений» был вовсе не «злобный КГБ», а… Союз художников СССР. Советский период жизни скульптора-«новатора» закончился в 1971 году, когда его выдворили из страны. Поначалу жил в Париже, с 1981 года – в Нью-Йорке, затем, уже имея американское гражданство, вновь перебрался во Францию…

В новое время на родине Шемякин, разумеется, был однозначно объявлен гением, живым классиком, получил массу премий и наград… Среди его монументальных работ – многосисечная бронзовая «Кибела» в Нью-Йорке (ее, кстати, американцы без шума удалили с Принс Стрит еще в 2006 году), «Казанова» (простоял в Венеции полгода), памятник Высоцкому (актер и бард, между прочим, был личным другом скульптора! – М.В.) в Самаре, памятник 100-летию начала Первой мировой войны в Калининградской области, а также упомянутая выше композиция в Москве, на Болотной. Не потому ли, кстати, сия площадь так притягивает к себе оппозиционеров всех мастей?

Главная же «россыпь» образцов шемякинского творчества, по понятной причине, находится в Питере и окрестностях. (Желающие без труда отыщут в сети полный список этих монументов). Все они, как, впрочем, и остальные работы Шемякина, очень и очень спорны. Хотя, к примеру, лично я сразу эстетически принял мемориальный комплекс «Жертвам политических репрессий» на Воскресенской набережной, в котором переосмыслены мотивы знаменитых питерских сфинксов. Мне показалось глубоко символичным и абсолютно уместным их новое воплощение напротив печально известных «Крестов», в сторону которых они и смотрят пустыми глазницами обнажившихся черепов...

А вот памятник Петру, который скульптор прислал в дар городу на Неве в 1991 году, я категорически не приемлю до сих пор! Сей «шедевр» буквально тут же метко был окрещён ведущим суперпопулярной в то время в Северной столице телепрограммы «600 секунд» Александром Невзоровым «Бронзовым уродцем». Несмотря на многочисленные протесты возмущённых горожан, этот, с позволения сказать, памятник императору «с портретным сходством» и поныне продолжает «украшать» Петропавловскую крепость… Тогда же у меня родились бесхитростные строки, которыми и хочется закончить эту маленькую заметку.

БРОНЗОВЫЙ УРОДЕЦ

Это кто ж у нас такой

С лысой микро-головой

Очутился-появился

В Петропавловке родной?

Что же это за скульптура,

Вся уродлива фигура,

Под собачий, дружный вой

Бронзовеет над Невой?

Страшно выпучив глаза,

Словно нам с тобой грозя,

Восседает он на троне…

Кто ж такой, узнать нельзя?

…А милиции наряд

Отгоняет всех подряд

Оскорблённых-возмущённых…

Это – Пётр, говорят

Нам, а вовсе – не кошмар!

Мол, отринув гонорар,

Из Америки Шемякин

Вам прислал свой скромный дар!

Никакое не уродство,

А портретное здесь сходство!

Только быдло не поймёт

Мысли гения полёт!

То – великое искусство!

А у вас в головке пусто!

Чтоб шедевры почитать,

Надо много прочитать…

…Год прошёл. За ним другой.

Рвётся, как в последний бой,

Посмотреть народ уродца

С лысой микро-головой…

Почему такой аврал?

Словно бы рубля обвал…

Так турист к нему и валит,

Прёт любой – и стар, и мал…

В этом облике царя,

Воевал, кто нам моря,

И признать, ведь, невозможно!

Откровенно говоря…

…Что же стало со страной?

Навязали нам, друг мой,

Вот, такое, вот, искусство…

Или быдло мы с тобой?

начало 1990-х

Михаил ВАСЬКОВ



Другие новости


Галерея Артруист надела Очки для дали
Художник Анатолий Сивков: Послевоенная сибирская охота....
Юрий Поляков: Сон или беседы с Путиным

Новости портала Я РУССКИЙ