Михаил Васьков: Дедушка русской литературы (к 250 летию со дня рождения И. Крылова)

Михаил Васьков: Дедушка русской литературы (к 250 летию со дня рождения И. Крылова)

20/02/2019 00:07

Москва, Михаил Васьков, NEWS.AP-PA.RU Крыловский язык уже с первых произведений (Крылов начал печататься еще в семнадцатилетнем возрасте) буквально ошеломил критиков.

 

 

Наступивший и уже набравший бег год богат на юбилеи. Подумать только, уже девятнадцатый с начала, казалось бы, только вчера начавшегося века… Девятнадцатый… Для старших поколений, рожденных и выросших в СССР, ассоциация, скорее, с наступлением Деникина на Москву и Юденича – на Петроград. Мн-да… Целый уж век тем событиям, о которых живо, во всех красках, словно это было вчера, рассказывали их современники – наши деды!

Из интереса глянул в сети, чьи же круглые даты продвигают админы соответствующих сайтов. Ба! Кого тут только нет! Как говорится, знакомые всё лица, мелькающие в «зомбоящике» и на страницах глянцевых журналов: попсовые певцы да певички, сериальные актеришки и актерки, гламурные толстогубые дивы да, прости Господи, «светские львицы», балерины и балеруны, футболисты да бойцы-поединщики, профессиональные болтуны – телеведущие и конферансье, в общем – комики да гомики… Бр-р! Хотя, отдадим должное, в помощь библиотекарям (так и написано!), составили и отдельный список юбиляров-литераторов. Правда, в нем фамилии всё больше зарубежных авторов, и, что характерно, почему-то англо-саксов. Спасибо, хоть Гоголя, Олешу и Шукшина включить не забыли…

На этом фоне 250-летие со дня рождения великого русского словесника Ивана Андреевича Крылова прошло практически незамеченным. Как же так? «Дедушка русской литературы» (удостоившийся этого почетного прозвища, заметьте, еще при жизни!), умница-интеллигент, издатель сатирических просветительских журналов для народа, драматург, музыкант, автор либретто для опер, публицист, журналист, поэт, известнейший, в конце концов, русский баснописец, многие выражения из басен которого давно стали крылатыми и прочно вошли в русскую речь…

Для нас, знакомых с творчеством этого замечательного мастера слова буквально с детства, конечно, диковато, что современные «квалифицированные потребители», продукты, с позволения сказать, новой, «прогрессивной», системы буржуазного образования даже не удостоили «дедушку» (эге-е, это ему стоит памятник на, по-вашему, «Патриках»!) простым упоминанием в общих списках юбиляров и рейтинг-листах. Впрочем, во все времена скоморохи да гладиаторы, танцовщицы да гетеры доброй дюжины (по новейшей, «демократической», квалификации) полов, увы, всегда были более в чести, чем писатели и поэты…

…Сын бедного армейского капитана, проведший детство сначала в осажденной Пугачевым Яицкой крепости (там служил отец), а затем – в эвакуации в Оренбурге, Иван Андреевич не имел возможности получить блестящее образование, как его сверстники-барчуки в столицах. Поэтому свое вдохновение и мудрость он черпал из книг (в наследство от отца Ване достался огромный сундук книг – редчайшее по тем годам достояние!) и из… общения с народом!

Любопытно, что крыловский язык уже с первых произведений (Крылов начал печататься еще в семнадцатилетнем возрасте) буквально ошеломил критиков: он был настолько богат, насколько только и может быть богат язык исто русского человека, знающего жизнь изнутри. (Кто не забыл, языком дворянской элиты тогда был, на минуточку, французский. Его, кстати, Крылов также выучил еще в детстве. – М.В.).

Уже переехав в Петербург (а в разные годы своей жизни Крылов жил также в Твери, Москве, Риге), и войдя силой своего таланта в высший свет, Иван Андреевич нередко вспоминал в беседах с друзьями, что своему положению литературного мэтра, знанию жизни и характеров он обязан… бедности! В молодые годы будущий литератор любил толкаться среди простого народа на ярмарках и «в разных простолюдинских увеселениях», впитывая силу и мощь живого русского языка, знакомясь с бытом и нравами простых русских людей.

В Питере же, присовокупив к этому знанию наблюдения столичной повседневности и великосветского образа жизни, Иван Андреевич и создал свой особый стиль, перенеся всё пережитое и переосмысленное на бумагу. Особенно силен он стал в жанре басни, и именно благодаря этому мы (по крайней мере, старшие поколения) и помним, и любим его.

Написавший за свою довольно долгую по тем временам жизнь (он прожил 75 лет), более двух сотен басен, Крылов настолько метко попал языком сатиры в суть различных отечественных архетипов, настолько четко, прямо-таки фотографически, зафиксировал всё происходившее и гениально предвосхитил всё могущее происходить в Расее-матушке, что и сегодня (перечитайте его шедевры!) в крыловских строфах, словно в зеркале, можно увидеть картинки из повседневной жизни. Ибо со сменой архитектуры, техники, одежды или даже экономических отношений, не меняется природа человеческая…

Автор этих строк, к слову, подметил сей немудреный, в общем-то, факт еще полвека назад, когда в числе первых самостоятельно прочитанных книг осилил и богато изданный в преддверии 200-летия «дедушки» Крылова (в советское время крыловский юбилей, понятное дело, отмечался широко) фолиант «Басни». Его подарил мне на день рождения отец, лаконично подписав: «Моему сыну. Твой папа».

Молодому доктору было тогда не до воспитания и обучения отпрыска, поэтому грамоту и навыки чтения постигал сам. Отец же был занят написанием мудреной диссертации на тему влияния невесомости на органы слуха, соответственно денно и нощно пропадал то в своем НИИ, то в Звездном (именно поэтому, к слову, многих космонавтов первых наборов я знавал, что называется, с детства).

Помню, в презентованном отцом фолианте имелись совершенно потрясающие для воображения шестилетнего мальчишки иллюстрации. На них были изображены различные зверюшки, птицы, рыбы да насекомые в одеяниях эпох Александра I и Николая I – в военных и чиновничьих мундирах при орденах, в треуголках, в до блеска начищенных сапогах, в великосветских платьях и нарядах, украшенных драгоценностями, в смешных дамских шляпках по тогдашней моде или же напротив – в простых крестьянских армяках, онучах и лаптях, в платках и сарафанах, в зависимости от сюжета.

Любопытно, что, разглядывая упомянутые картинки, чаще всего почему-то ассоциировал себя с персонажами в военной форме… Как знать, быть может, именно те детские ассоциации и привели в конечном счете к выбору иной, нежели, чем у отца и деда, профессии. Хотя, признаться, выбор между наукой, медициной (мама, кстати, тоже всю жизнь проработала врачом) и погонами дался нелегко. Впрочем, мундир, как оказалось, вовсе не ставит крест на науке, а служение Отечеству в качестве офицера вполне позволяет сочетать в себе довольно много видов человеческой деятельности…   

Любимым же с детства басням Крылова еще в конце «лихих» девяностых я посвятил стихотворение. В дни крыловского юбилея, думается, его воспроизвести вполне уместно.

 

Михаил ВАСЬКОВ, для АП-ПА

 

БАСНИ КРЫЛОВА

 

С тех басенных времён Крылова

прошло почти что двести лет.

Но жизнь по кругу гонит снова

сюжеты. Изменений нет.

Всё также нет в друзьях согласья.

И Волки Овцам – «не враги».

Пирожник слушает, как Васька,

но всё тачает сапоги.

 

Как лисы, дамочки в притворстве,

Мартышка не найдёт очки.

С каким-то дьявольским упорством

печёт сапожник пирожки.

И на слона всё Моська лает,

Кукушка хвалит Петуха,

Синица море зажигает,

кипит Демьянова уха…

 

Опять кривляются мартышки.

Сильнее кошки – зверя нет!

Трещит всё, как кафтан у Тришки,

хоть муравьи встают чуть свет –

(ведь власть велит им не лениться!).

Стрекозы ж в облаках парят…

Вновь посылают за границу

у птиц учиться юных львят.

 

Чиновники – козлы, бараны…

Свинья – судья, Лис – прокурор.

Квартет всё лупит в барабаны.

Традиционен приговор

(Медведь опять на воеводстве)

для Щук. Всё топят их в реке…

Волк заправляет овцеводством

от Петербурга вдалеке…

 

Ведь не попрёшь против природы!

Здесь всё идёт от века, встарь…

И также правит тем народом

Лев-государь, надёжа-царь.

 конец 1990-х

Фото с сайтов regnum.ru      



Другие новости


Михаил Васьков: Народные стихи о боях на Даманском
Слово о часовых (К 50-летию советско-китайского вооруженного пограничного конфликта)
Над речкой Истрой... (К столетию великого русского поэта-песенника Алексея Фатьянова)

Новости портала Я РУССКИЙ