Марина Кудимова: Фатьяновская культура (100 лет поэту Алексею Фатьянову)

Марина Кудимова: Фатьяновская культура (100 лет поэту Алексею Фатьянову)

05/03/2019 00:08

Москва, Марина Кудимова, NEWS.AP-PA.RU  В Википедии есть графа «направление», предваряющая статью о поэте (он терпеть не мог, когда называли "песенником"). Там обозначено: «социалистический реализм».

 

100 лет Алексею Фатьянову. В Википедии есть графа «направление», предваряющая статью о поэте (он терпеть не мог, когда его называли "песенником"). Там обозначено: «социалистический реализм».

Спасибо, просветили! Я-то думала, что соцреализм – это Пригов. Довел до абсурда? Не он начинал – он завершил процесс. Зато был легко узнан и признан «экспертным сообществом» как «социально близкий» - на старые-то дрожжи.

Соцреализм – это член Совета по культуре ГД РФ Шнуров. С матерками? Так в Уставе СП СССР было закреплено, что сей метод «требует от художника правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии. Причем правдивость и историческая конкретность художественного изображения действительности должны сочетаться с задачей идейной переделки…» кого-то там в никого. Кто скажет, что не переделали и не продолжают усердно это рукосуйное занятие? 

Алексей Иванович Фатьянов придерживался несколько иного направления – русской песенной культуры. Это немного не то, что роман «Цемент», стихи про «милицанера» и «Стас Михайлов, Жанна Фриске, из бетона обелиски». Это – «культура боевых топоров». Бронзовый век. Фатьяновская культура, завоевавшая во II тыс. до н. э. почти весь центр европейской территории России, которую изучают по могильникам, и первый из них обнаружили у деревни Фатьяново под Ярославлем. Кстати, тоже 100 лет назад. Женщины – головой на запад, мужчины – на восток. 

Почему так далеко забралась? Не только по созвучию ярославского топонима и фамилии юбиляра. А потому, что цельности, чистоты звука в его неразъемности с мелосом, чтобы написать «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были» и нерукотворных гимнических «Соловьев», не хватит уже никогда и никому. 

Не потому, что пушки бьют, 
А потому, что вновь поют, 
Забыв, что здесь идут бои…

Сердце разрывается. Нет, шалите, исключено! Подделку и стилизацию – и то не изобразим ни в каком денежном выражении. Умерла так умерла! 
Я, городской человек, люблю «гражданские» песни Фатьянова, романсовые. Из «Весны на Заречной улицы», которой (улицы) никогда не существовало, но которая осталась в Запорожье. Может, теперь навсегда осталась…«В городском саду играет…». «Три года ты мне снилась». И особенно, до неунимаемых слез, «Тишину за Рогожской заставою». 

На какой картинке она идет, эта песня с рыбниковским пристаныванием! Эта парочка с праздным велосипедом… Потом они его оседлают – девушка боком на раме, амазонкой, и кавалер, наверняка с прищепкой на брючной манжете, хотя камера лишнюю деталь не схватывает. Вторая парочка, посмелее, повзрослее, целующаяся на набережной Яузы. И третья – тоже с великом, но потерпевшая крушение, сидящая на бордюре. Как яростно парень начинает работать насосом, проводив завистливым взглядом катящих мимо велотавров!

Эта рассветная Москва накануне голоса Левитана…

«Ты сама догадайся по голосу…» - напрямую от некрасовского «Распрямись ты, рожь высокая, тайну свято сохрани», только нежнее. Это – фатьяновская культура. 
Реклама пройдет быстро.

Марина Кудимова

Фото с сайта sinelniki.ru           



Другие новости


Может ли женщина обмануть Ангела (Спектакль по пьесе Виктора Аима
Александр Кукушкин: Откровения от Лошак, об аутизме, об искусстве и вообще...
Кузнецова Ольга: На московскую журналистку, фоторедактора Ирину Исаеву повесили чужую судимость

Новости портала Я РУССКИЙ