Наталия Ефимова: Про конвертацию юмора и будущее нашего кино (Слепаков и другие)

Наталия Ефимова: Про конвертацию юмора и будущее нашего кино (Слепаков и другие)

09/03/2019 00:24

Москва, Наталья Ефимова, NEWS.AP-PA.RU Праздник. Выходной. Еще два дня стране гулять. Пью кофе, жму кнопки пульта. «Весна на Заречной улице». «Девчата». «Два плюс три». «Сердца четырех».

 

 

Уже не задаюсь вопросом, где сегодняшние Гайдаи, Данелии, Рязановы, Суриковы, Ташковы, Чулюкины, Воиновы, Козаковы... 
Ответ узнала на днях, а вы наверняка пропустили. Иначе бы отреагировали. Короче, в зоопарке тигру мяса недодают, а гениев не пускают на федеральные каналы. Они обретаются примерно в районе ТНТ. В последний день февраля мне это открылось.

Пока поздней ночью глаза Соловьева округлялись от речей Сатановского, обличавшего конфликт Пакистана с Индией, на первом канале царил бородатый, улыбчивый, лоснящийся не то от избытка чувств, не то от жара телекамер молодой (по нынешним меркам) человек.

Все супер-пупер дипломатические пассы Бермана и Жандарева говорили о том, что «На ночь глядя» к ним в студию спустилась с небес звезда вселенского масштаба. 

Мне, тёмной, пришлось заглянуть в анонсы, чтоб ее идентифицировать. Семен Слепаков: «Продюсер, сценарист, комедийный актер, автор-исполнитель песен. Один из тех, кто определяет лицо сегодняшнего телевизионного юмора».

Возможно, бывший КВН-щик, прекрасен во всех этих проявлениях. Это я не преуспела в познании шедевров современности. Попробую понять.

Дословно из услышанного в момент переключения:

– Наша изоляция определенная, в которой мы находимся, она влияет на то, что мы на обочине мировой культуры в данный момент.

Что привело гения к такому выводу и о чем вообще речь?

Пришлось пересмотреть беседу с самого начала. Держитесь за стулья крепче. Цитирую самое яркое. 

Ведущие перечисляют кинозаслуги гостя:

- Универ, Интерны, Наша Раша. А в прошлом году случился Домашний арест... Сценарист, продюсер, шоураннер. Кстати, что это такое?

Объяснение пришлось искать самой. Нашла веселое мероприятие с участием сегодняшних создателей кино и ТВ: «В рамках лектория «Ки-ноизнанка-2018» состоялся public talk «Кто такой шоураннер» с участием Александра Цекало, Александра Акопова, Павла Бардина, Антона Зайцева и Игоря Мишина».

Цекало: «Из Америки к нам пришел «шоураннер». Такой профессии у нас нет, но слово прижилось. Так сейчас принято называть человек 5-6, которые принимают продукт. По сути, это продюсеры и сценаристы — так, по крайней мере, дело обстоит в Америке.
Самого «шоураннера» в титрах нет. Это сленг. Это человек, который двигает шоу вперед, он создает миры сериала. (...) Я — шоураннер, я отвечаю за конечный продукт. В Америке все по-другому, но итог один — если нет шоураннера, если нет имени, то никто ничего не будет подписывать».

Мишин (кинопродюсер, генеральный директор телеканала ТНТ до 2016 года): «Как бы мы ни смеялись, но и у «Доярки из Хацапетовки» есть своя постоянная аудитория, поэтому, если вы собираетесь стать шоураннером, то примите как факт, что основная масса потребителей, как это ни странно, смотрит привычное телевидение. Именно там основные деньги. Создание новых миров — это, конечно, прекрасно, но это ни при каких обстоятельствах не может быть реализовано в эфирном телевидении».

Выдохнули? Захотите, ссылку брошу. Сами вникайте. Только почему с хорошим кино проблемы – ясней не станет. Вернемся к нашему герою. Ведущие:

- Ваш портрет был помещен на обложке глянцевого журнала, что в наших палестинах – высочайший почет.

Мои палестины вздрогнули, когда увидела декабрьский номер GQ , портрет Слепакова и подпись:

«СМЕХ И ГРЕХ, ТЕЛЕВИЗОР И YOUTUBE , НАРОД И ВЛАСТЬ В ЖИЗНИ САМОГО БЕСПОЩАДНОГО САТИРИКА»

Чтоб вы не лазили по каталогам, журнал любезно сообщает во что одет лютый обличитель пороков общества от верхушки до низов: Смокинг из шерсти с атласными деталями, хлопковая рубашка, все Z Zegna; галстук-бабочка из шелка, Boss; часы Santos De Cartier в корпусе из золота и стали на стальном браслете, Cartier.

Сии детали Берман и Жандарев опустили, сосредоточившись на главном – насколько суров сценарист в своем творческом запале. И он ответил:

- Любой сатирик должен быть беспощадным, иначе у тебя не получится сатира.

Не ограничена ли степень его свободы, заботливо поинтересовались ведущие. Их смутил духоподъемный конец «Домашнего ареста». Они сравнили его даже с финалом мольеровского «Тартюфа», где торжествует, как ни странно, справедливость!

- Я, к сожалению, плохо знаком с творчеством Мольера. К своему стыду. Но такая концовка была продиктована не степенью свободы.

Не цензура ограничивает его свободу творчества, а талант (по скромному признанию автора). Чего-то он, может, не видит. «Можно сделать животно смешно, но тогда это юмор». Заговорили об образовании. Окончил, как сказал сам Семен, факультет французского языка у себя в Пятигорске. (Позже мелькнуло, что мама – филолог по тому же профилю, папа – профессор. Сейчас переехали в Москву, «ходят на концерты разные, слушают музыкантов, скрипачей»). Была мысль учиться в Сорбонне. На кого? Неважно. Был франкофоном и просто хотел во Франции жить. Поступил бы на социологию или еще куда-нибудь.

Но была мечта выступать, высказываться! И тут грянул КВН, а кроме него никакой площадки тогда не было.

- Родители заставляли читать книжки? – не унимались почему-то ведущие.

- Они подсадили меня на литературу. Просто не было айфонов и по ТВ ничего хорошего не показывали. Нечего было делать. Меня в библиотеке уже ненавидели, когда я туда приходил. До 13 лет. В 13 началось половое созревание, и я перестал читать.

Поэтому до Мольера и не добрался, хоть тот и француз. 

Ведущие тем временем дошли до песен автора-исполнителя. Правда, Берману пришлось прямо в эфире предостеречь коллегу:

- Ильдар, не забывай, что у нас специфическая публика. Я не убежден, что все наши зрители знают песенное творчество Семена Слепакова.

Спасибо, угадал. А у беспощадного сатирика появилась возможность объяснить, что песня про ООО Газпром – не вечна, поскольку создана на злобу дня, а

«Встала баба на весы» останется на скрижалях истории, поскольку лишний вес в веках никуда не денется.

Шла 32-я минута разговора. Деликатность интервьюеров приближалась к уровню «космос»:

- В некоторых интервью вы обильно используете ОБСЦЕННУЮ лексику. Как вы решаете – когда вы будете говорить с ОБСЦЕННОЙ лексикой, а когда без нее?

- Ну это продиктовано самим интервью. На самом деле хочется иногда использовать эту ОБСЦЕННУЮ лексику, как вы говорите... Сейчас это постепенно становится общим местом. Не знаю, хорошо это или плохо. Вдохновение приходит – говорю. Так что, быть может, у нас еще всё впереди...

Ильдар с неиссякаемой улыбкой наклонился вперед:

- У нас?

Борис Берман прошептал:

- Вы можете мечтать об этом. Но не очень.

Ильдар пришел в себя и задал, как ему казалось, вполне логичный вопрос.

- Что для вас самое приятное в работе продюсера?

Слепакову по всему уже казалось, что зашел он не туда, и надо этим странным людям объяснять всё как-то проще. Поэтому очередную тираду завершил простым примером:

- Если человек решил сколотить стул, и пошел купил деревяшки и гвозди, то он продюсер этого стула. Автор идеи. Приятней всего осуществить свою идею.

Вот к чему продюсер испытывает личную неприязнь, такую, что кушать не может, – ни за что не догадаетесь:

- Самое отвратительное то, что ты всегда ограничен в средствах. То, что ты должен за них обязательно отчитываться. Ты ограничен в своей задумке, потому что тебе говорят, что на канале таком-то не предусмотрено такое количество денег. Даже если ты сделаешь супер-мега-проект, мы в нем не заинтересованы просто, потому что он не вписывается в картину наших расходов. Постоянный дисбаланс между желаниями и возможностями он, конечно, не очень удобный. С другой стороны сильно подстегивает к развитию фантазии.

Борис Берман почему-то не принял планку разговора на уровне гвоздей и деревяшек, не стал развивать тему соответствия романсов выделенным финансам, а вновь вознесся в палестины:

- А какие имена определяют ваш кинематографический горизонт?

- Очень много. В России я очень люблю Георгия Данелию. Очень нравится фильм «Выпускник» Майкла Николса. Имя не помню, но фамилия точно Николс. У него еще есть прекрасный фильм «Кто боится Вирджинию Вульф». Ну и масса других. Этого всего так много, и я так мало смотрел....

Половое созревание должно было по идее завершиться к эпохе Вирджинии Вульф. Но что-то снова пошло не так.

- Русский юмор не конвертируется в отличие от американского. Почему?

- Не только русский юмор. В принципе русские проекты пока не конвертируются. КОНВЕРТИРУЕТСЯ РУССКОЕ ГОРЕ (Вот здесь соглашусь, точней не скажешь). Есть определенные стереотипы жизни в нашей стране, которые ТАМ рады видеть.

- Вы считаете, это ИХ вина?

- Я никого не обвиняю. У нас действительно разная жизнь, разные менталитеты. И когда мы поднимаем свои социальные проблемы, они им просто не понятны. Нам понятны их проблемы благодаря тому, что их кинематограф долгие годы внедрялся на всех уровнях на все подкорки нашего сознания и подсознания. И теперь мы, безусловно, понимаем тот юмор, и над чем они смеются.

- А вам не кажется, что он был внедрен по одной простой причине...

Вот здесь Слепаков не удержался: 

- Потому что он смешной?

- Потому что там высокий уровень драматургии, чего нет – не при вас будет сказано - в нашей стране.

- Ну, если вы говорите именно о современном нашем творчестве, то да...

- Комедийном, комедийном... Почему-то те могут делать комедии общечеловеческие..

- Они не всегда общечеловеческие.

- Лучшие их образцы – общечеловеческие.

Слепаков прокашлялся и закатил глаза. Берман примиряюще подытожил:

- Есть профессия, которой там владеют. Я позволил высказать свое соображение.

Слепаков овладел собой и со снисходительной улыбкой возразил:

- Не буду с вами спорить. Я просто не люблю таких обобщений. Слишком глобальных. Есть и у нас те, кто владеют профессией.

- Комедиографы? Драматургией? Например.

- Человека вам назвать?

- А как же!

- Антоша Зайцев.

- Я просто не знаю. А что он написал?

- Он написал замечательный сериал «Бедные люди» и «Реальные пацаны».

Берман замялся. Очевидно, он был не в материале. Но Жандарев внес свою лепту:

- Ну они тоже не конвертируются.

Вот тут-то Слепаков все мне – и вам – объяснил.

- Они не конвертируются, потому что... Тут две разные реальности. То, что вы говорите, безусловно, имеет под собой очень много правильного. Но в то же время (через паузу, со вздохом) НАША ИЗОЛЯЦИЯ ОПРЕДЕЛЕННАЯ, в которой мы находимся, она влияет на то, что мы на обочине мировой культуры в данный момент.

Деликатность Бермана покинула уровень «космос». Начал работать закон притяжения в направлении «плинтус».

- Среди ютуберов есть та молодая шпана, которая сметет вас с лица земли?

- Конечно, есть. Уже смела.

Шоураннер задумался. На секунду.

- Ну, не смела. Они получили свою аудиторию. Я не считаю, что кто-то у кого-то что-то откусывает. ОСОБЕННО В НАШЕЙ СТРАНЕ НАСТОЛЬКО МАЛО ХОРОШЕГО, что хватит, мне кажется, всем. Тем, кто делает что-то хорошее – большого количества зрителей.

- В одном вашем интервью есть фраза, которая просто потрясла: «Я могу набрать телефон практически любого человека, которого уважаю, с которым хотел вместе что-то сделать. Это грандиозно». Это действительно грандиозно!

- Я эту фразу у де Ниро украл. Но это правда в моем случае.

- А у вас нет проблем с самооценкой?

-У меня? Есть, конечно. Временами заниженная, временами завышенная. Смотря сколько выпить.

- Номер вашего телефона похож на номера автомобиля какого-нибудь федерального чиновника.

- Подарили ребята с Кавказа на корпоративе. Денег не было, подарили номер.

ГОВОРЯТ, ЧТО ОН СТЕБАЛСЯ.

Не верю. Или это стёб уровня Бог. Или я замшелый пень и навсегда выпала из этой жизни.

В комментариях к этому интервью (оно есть на Youtube, можете насладиться) абсолютное большинство зашедших обозвали ведущих емким словом "нафталин". К их числу, видно, отношусь и я, потому что Мольера читала, а «Реальных пацанов» не видела. Поэтому мне, как и остальному нафталину, можно смело бросать в лицо:

«Посмотрите сериал Бедные люди. Это незаслуженно мало боготворимый сериал. Недосягаемо лучший комедийный сериал вообще".

«...бездарность и тупость ведущих убивает просто... можно ли их сжечь на костре и на их место поставить нормальных интервьюеров? Потому как слушать этих бездарностей просто невыносимо».

Изредка возникали несогласные.

«Судя по комментам, сюда зашли случайно из-за Слепакова. Ведущие, не обижайтесь, продолжайте свои культурные, профессиональные кино-театральные программы. Этот народ вас больше не потревожит»

«Семёну тяжело - он воспитан интервьюерами типа Дудя и вопросами из серии: "Ты дрочишь?".

«Обочина мировой культуры это ТНТ, Сёма!!!»

Но как же было обойтись без этой вишенки на торте:

«Семёна Слепакова в президенты!»

P. S. Той ночью я вернулась на второй канал. Сатановский уже закончил разбор полетов на границе Индии с Пакистаном. Соловьев задумчиво молчал.
Мне даже показалось, что третьим глазом он вместе со мной заглянул на Первый, потому что итоговая фраза прозвучала так:

- Ничего не понял, но стало страшно.

Наталья Ефимова

Фото с сайта vistanews.ru            


Другие новости


Наталья Ефимова: Романтики и прагматики. Кто уйдет, а кто останется? (Памяти Марлена Хуциева)
Наталия Ефимова: Все что могу... ( 95 лет писателю Юрию Бондареву)
Наталья Ефимова: Готовьте банки. Грядет Чумак

Новости портала Я РУССКИЙ