Наталья Ефимова: Романтики и прагматики. Кто уйдет, а кто останется? (Памяти Марлена Хуциева)

Наталья Ефимова: Романтики и прагматики. Кто уйдет, а кто останется? (Памяти Марлена Хуциева)

19/03/2019 14:45

Москва, Наталия Ефимова, NEWS.AP-PA.RU Да простят меня знатоки, из фильмов Марлена Хуциева, которые, я помню и люблю, чаще остальных вспоминаю «Был месяц май». Он пробивает меня насквозь. 

 

 

Закрываю глаза,и вижу поляка, что нежно гладит траву на поле, где развеян прах его любимой, которую сожгли в концлагере по соседству. Ее отвели туда хозяева, когда она потеряла разум из-за гибели ребенка. Вполне логично с их точки зрения - ведь она не могла уже полноценно работать, ухаживать за их драгоценными свиньями...

Когда наш солдат стреляет в одну из них, фермер не может сдержать негодования. Свинья была еще молода, могла расти и расти, прибавлять в весе.

Вижу немца, бежавшего из плена, который рассказывает нашим солдатам, как, казнив его родственника, власти прислали счет за тюремные расходы. Тоже не поспоришь – они же потратились на палача.

Все чаще и чаще сегодня слышу в словах оппонентов те же мотивы. Прагматики, читающие нам нотации о правоте тех, у кого карман полней, экономика лучше устроена – и поэтому нужно жить, как они, а мы просто лохи и варвары – заглушают своим звоном наши робкие возражения.

Но про это – потом. Хоть светлоликие уже начали свои адские пляски вокруг нашей потери. Экран и бумага нынче всё терпит.

Сегодня – слова благодарности и почитания Марлену Хуциеву. Очень жаль, что не нашлось эфирного времени для того, чтобы Мастер смог сам поведать нам простые истины, которыми жил. Лично. Чтоб ни у кого не было сомнений.

Поэтому приведу несколько его суждений из интервью последних лет. Они не однозначны, как все его фильмы, как вся его жизнь. Ну, представляете, он – сын расстрелянного в 37-м человека, отвечает корреспонденту КП (тот - ума палата! - спрашивает считает ли Хуциев Сталина эффективным менеджером):

«Сталин был сыном своего времени. По-другому вряд ли могло бы быть. Он был революционер и исповедовал эти кровавые законы. Это сложный разговор. У него действительно были враги. Были горячие головы из времен Гражданской войны, со всеми замашками того времени. В Кремль тогда ходили с оружием, с саблями, с маузерами! Был ли он эффективным менеджером - да, во многих отношениях был. Победой в войне мы очень многим обязаны ему. Хотя вначале, конечно, он довольно много про..ал, но потом пришел в себя… Я не могу его судить. Если судить, то по законам того времени, исходя из фактов того времени. Сейчас нам легко».

А уж за продолжение этой тирады некоторые бы режиссера живьем сожрали:

«Но мы и современность судить не можем! Я имею массу претензий к сегодняшнему дню. Но единственное, чему я рад, - что у нас нет майдана. Что в России ситуация стабильная».

Это был 2015. Год 90-летия режиссера. Тогда с ним вышло множество интервью. Вспомнили, что классик жив. А потом забыли.

Он часто говорил неожиданные вещи. Не принял фильм «Оттепель». Сказал, что из того времени в фильме есть лишь один настоящий персонаж – второй оператор, которого сыграла Яна Сексте. И в выражениях не стеснялся:

«Съемочная группа там чем занимается? Они же там только трахаются бесконечно! Все было, да, и трахались. Но снимали же кино! И главное было это, а не то».

В его «Весне на Заречной улице» столько любви! Без единой эротической сцены. Она - в многоточии в самом конце.

О любви самого режиссера нам никто не напомнил. А, между тем, совсем недавно он отказывался лечь в больницу, если рядом не будет его половинки. Врачи пошли навстречу. Они были вместе, но недолго. В январе ее не стало. Теперь он и ушел вслед за ней.

Но месяцами потчевать нас слезами шлюх, проникающих в койки к знаменитостям, чтоб потом залезть в их карманы и вылезти на федеральный экран – наверное, выгодней, чем отдать хоть один вечер такой истории?!

Интересно, позовут ли сейчас хоть куда-нибудь людей, которым есть, что вспомнить. Светлана Светличная, к примеру, пять лет назад благодаря режиссера за свой эпизод в «Заставе Ильича» дала удивительную характеристику:

«В своей серьезности он романтик, доверчивый, как ребенок». И добавила поистине удивительное: «У Марлена Хуциева — как в сказке: здесь русский дух, здесь Русью пахнет, хотя он в общем-то не из Саратова. То, что у него получилось, — не случайность, а небесный промысел».

Кто-то заметил, что «Хуциева даже лифт не вез». Я удивилась. А, оказывается, так смеялись над его худобой. Однако не всякая глыба много весит...

Они с сыном долго писали сценарий фильма «Невечерняя». Диалог Толстого с Чеховым. И эту ленту мы могли бы увидеть давно. Но, как всегда, не хватало средств. Восемь лет паузы прервал Алишер Усманов. Прочел сценарий, дал деньги и все наладилось. Только вряд ли этот факт понравится прагматикам в белом.

О чем фильм?
О том, что случилось сегодня.

Марлен Хуциев:

- О смысле жизни. Там развивается тема бессмертия, потому, что это факт: когда Толстой навестил Чехова, они говорили как раз о бессмертии — есть оно или нет? Толстого эта тема очень волновала, Чехов же относился к ней иронично. Он говорил: «Ну что? Отнесут, потом придут после кладбища, чай будут пить…», а Толстой возмущался: «Как Вы можете так об этом говорить?!..»

Я только зритель и читатель. Но сегодня, закрывая глаза, я знаю, что буду вспоминать...

Да будет месяц май в моей душе и в сердце.

Наталья Ефимова

Фото с сайта kino-teatr.ru


Другие новости


Наталия Ефимова: Опять не в струю (Призраки в Останкино, Прасковья Жемчугова и Настя Вяземская, капитан милиции)
Наталия Ефимова: В мире случайностей (Ассанж и Нотр-Дам)
Наталия Ефимова: Ребята, вы сакэ перепили?! (О сериале

Новости портала Я РУССКИЙ