"Die Welt": Беспомощные постановки Серебренникова продают за полцены, а потом тихо снимают с репертуара

09/04/2019 01:18

Германия, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU Статья из немецкой газеты "Die Welt" Мануэля Бруга, пишущего на темы культуры и театра: "Как оперный бизнес занимается странными играми с Серебренниковым".

По статье - можно с уверенностью сказать, что подозревали они это уже давно, его полную профессиональную несостоятельность, ещё со времён начала работы Серебренникова на оперных сценах Германии. По итогам премьер его более чем прохладно встреченных постановок и убеждаются в этом ещё раз.

И сейчас уже ясен механизм этого сплетения вполне определённого политического заказа и его готовности послужить лакейскую службу. Понятно, что к искусству, свободе творчества и опере как таковой, это не имеет никакого отношения .

Статья большая, и переведена не полностью, опущены некоторые несущественные абзацы.

Надпись под фото - в инсценировке Гамбургского оперного театра в сцене из оперы "Набукко" в зале заседаний ООН Совета безопасности главные действующие лица низведены до образа карикатур.

"Находящейся под домашним арестом русский режиссёр коммуницирует с внешним миром посредством ассистента и UBS- стикера, и несмотря на это осуществляет постановку в театре. Может ли из этого получиться что-то хорошее?

Можно аргументировать традиционно и примитивно - Верди это переживёт. Злобный режиссёрский театр, стремящейся в своих претензиях подмять под себя всё актуальное, всё больше превращаясь в авторитарно-агрессивный, в который раз со скоростью кометы налетает на оперу из библейских времён, написанную в 1842 году и терпит поражение.

Мелодичная опера из четырёх частей, написанная Верди с патриотичным итальянским пафосом во времена попытки объединения Италии и освобождении её из под австрийского и паписткого влияния, спрятанным за фасадом истории царя Набукко и освобождением евреев из плена в вавилонские времена.

Посредственность певческого исполнения

Инсценировка оперы "Набукко" Серебренниковым предлагает публике провести этот вечер в очень странных, вызывающих очень неоднозначные мысли размышлениях. Несмотря на прекрасную профессиональную игру оркестра под управлением Паоло Каригнани, сверкающую всем тем, чего так не хватало на полной гневных гримас сцене, утончённой, лёгкой игры, музыкальной культуры - невозможно не заметить абсолютно полной посредственности певческого исполнения".

Дальше говорится дословно о "трубном гудении звучания голоса Александра Виноградова" и "профессиональной беспомощности" Оксаны Дука, которая "просто иногда не попадала в ноты".

На этом не будем останавливаться. Далее автор пишет о полном ощущении опереточности происходящего на сцене в течении всей постановки с нелепыми попытками постоянно втиснуть туда всю нищету и убогость этого мира, превращая это всё в бессмысленный и примитивный агитпоп.

Чудо театральной техники.

Итак, добро пожаловать, собственно в "бизнес Серебренникова". Автор дальше повествует о судебном процессе в Москве и домашнем аресте, не смотря на которые Серебренников, гремя кандалами на весь "честной мир", якобы успешно, осуществляет свои работы на сценах России и Германии, при непосредственном содействии своего адвоката и при помощи своего, предположительно "великолепного" ассистента Евгения Кулагина, имеющего проблемы с переводом и удлинённой руки "мастера", как саркастически отметил автор статьи.

Но почему -же тогда, вопрошает автор статьи, в театральных программках не стоит "согласно концепции постановки К. Серебренникова"?

И почему же тогда, эти же все постановки продаются всё равно за полцены, не проводить симпозиумы и встречи с дискуссиями на тему "Существование искусства в условиях тоталитаризма"?

Вопросы риторические и обращены они могут быть только к руководителям оперного производства (оперные театры на Западе как правило состоят в культурных холдингах) и к руководителям оперного театра в Цурихе, которые все вместе играют в странные и очень двусмысленные "бизнесс игры" по бросанию кубиков.

При всём при том, отмечает автор, мы знаем об очень неоднозначной реакции в России на творчество Серебренникова.

Тут отступление, если кто не знает - билеты на все постановки Серебренникова и в Цурихской опере и в Гамбургской, и так далее продавались за полцены от стоимости. И даже несмотря на это все его спектакли после четырёх-пяти постановок тихо снимаются с репертуара и уже нигде не идут. Даже бесплатно охотников не находится.

И тут мы подходим к очень интересной теме в статье - "в поисках мифической русской души".

Опять же, если кто не знает - все "выдающиеся деятели режоперы России" : Дмитрий Черняков, Василий Бархатов, Кирилл Серебренников, Алвис Херманис (да, да и Херманис - правда он назван в статье эрзац -латышом почему-то, и замечено автором, что в следствии своих необдуманных высказываний относительно политики Германии публично стал там нерукопожатным и невостребованным), продают себя на Западе как последователи и ученики режиссёрской школы Станиславского, хранители и продолжатели дела русской театральной школы .

Интерес, запрос на исследование и знакомство с потаёнными уголками "русской души" на Западе есть величины постоянные, и утолить их вышеназванные режиссёры уже не могут, тем более в их постановках не знаешь точно (дословно) "каково будет качество работы по приземлению", тут тоже игра в "русскую рулетку".

К этому привлекают даже "украинца" Андрея Жолдока, и понятно, что с такими представителями образа "горячего русского парня " поиски "русской души" могут затянутся на количество времени стремящегося к бесконечности. А тем временем .."да не оскудеет рука дающая" русской культуры.

Мы приблизились к тому пункту в статье, где описано начало карьеры Серебренникова в Германии. И уже тогда, в начале "карьеры " по очень и очень скромному успеху и неоднозначной реакцией на его первую рахитичную (дословно ) постановку в Германии оперы Ольги Ноейвирт "Американская Лулу" стало ясно, что все его постановки будут заканчиваться по причине явной солидарности с политическими актуальными темами ( беженцы, Сирия ), ритуальными вялыми аплодисментами и в итоге выходом актёров на поклон в футболках с надписью "Свободу Кириллу!".

"Хор пленённых" в опере на сцене из настоящих беженцев.

Несмотря на явный неуспех оперы Моцарта "Cosi fan tutte " в цурихской опере, решение о постановке в Гамбурге оперы Верди по неизвестным соображениям было всё таки принято и проведено любой ценой.

Публика в Гамбурге по новой должна была отсмотреть на сцене все клише актуальной политической повестки - страдания беженцев, проблемы и ужасы изменения климата, вялое потравлевание президента Трампа. Вместо профессионального оперного хора на сцене хор из настоящих беженцев как концентрация инсталляционных медиативных моментов. Всё это сопровождалось более или менее эстетизированными картинками разрушения, бегства и мертвых детей.

Музыка и сама опера давно затерялись на втором плане и потеряли свою актуальность. И публика уже берётся в заложники самой ситуации - это кто же осмелиться забукать настоящих беженцев и страдающего под арестом режиссёра?

И уже дело не о разговоре о плохом или о хорошем ,или о правде, только слышен стук молотка, вбивающем в головы публики определённый смысл. И публика окончательно должна быть сражена. 

Но потом она же может расслабиться на вечеринке в честь "Итальянской оперы " в постановке Серебрянникова между бокалом вина и канапе из лосося.

В зале заседаний ООН.

Итак, мы ошарашенные сомнительными, хаотичными и непонятными неконтактными режиссёрскими находками, оказываемся в зале, названном "Норвежским", на заседании ООН совета по безопасности, где обсуждается вопрос о беженцах. И неважно, было ли это на самом деле или нет. И даже если идёт разговор о евреях и их боге.

Ситуативно на сцене ничего не понятно, но одновременно мы должны опять расшифровывать проекционные картинки, мелькающие на заднике сценической декорации, предположительно актуальных мировых новостей, лозунгов, демонстраций, фраз из библии, отрывков выступлений Трампа, вырезок из газет и всё это одновременно.

Хор стоит неподвижно на сцене и заканчивается превращение главных героев в карикатуры на самих себя. Всё преображено в злую шутку и абсурд. На фоне фото Pegidы появляется Набукко. Но все лихо фотографируют, звонят, разговаривают и при этом немного поют.

Да здравствует политик Набукко! Опера Верди, с таким грандиозно, великолепно обновлённым Хансом Ноейфельдом либретто затоптана насмерть. О гамбургской опере снова говорят. В Берлине в Komische Oper на следующий сезон запланирована следующая "вещь" - Серебренникова.

 

Перевела и редактировала Наталья Переверзева

https://www.welt.de/kultur/article190144099/Oper-Nabucco-in-Hamburg-Das-seltsame-Serebrennikow-Business.html?fbclid=IwAR1CWTKCNodLeTG20AWiDxtXRgKj1CqJLC5g0kdkFwRzBDyiDE2LYiskLU4


Другие новости


Наталья Переверзева: Немцы, наконец, сами экранизировали
Наталья Переверзева: Чем закончилось дело
Наталья Переверзева: Серебренников, как основатель адвокатоперы в условиях

Новости портала Я РУССКИЙ