Игорь Лапидус: Хватит о политике, поговорим о прекрасном. Лопе де Вега

Игорь Лапидус: Хватит о политике, поговорим о прекрасном. Лопе де Вега

13/09/2019 22:00

Петах-Тиква, Игорь Лапидус, NEWS.AP-PA.RU Однако, даже схожесть сюжетов некоторых пьес, например «Ромео и Джульетта» и ««Кастельвины и Монтесы»( с главной героиней Юлией(sic)) ни о чем не говорит

 

Как-то мимо внимание публики прошла очередная годовщина( 27 августа) смерти великого испанского драматурга Феликса Лопе де Вега и Карпио, который нам знаком по более сокращенному варианту имени – Лопе де Вега. А ведь великий был литератор! Автор около 2000(!) пьес, из которых 426 дошли до наших дней, и около 3000 сонетов. Для сравнение – за Уильямом Шекспиром числится всего 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.

Несмотря на это, позвольте мне провести некоторые аналогии между этими двумя драматургами. Тем паче, что жили они примерно в одно время: Шекспир – 1564 – 1616гг, Лопе де Вега – 1562 – 1635гг. Очень соблазнительно было бы написать, что Лопе де Вега знал произведения Шекспира ( что абсолютно невозможно) или Шекспир знал произведения Лопе де Вега( это возможно, но не доказуемо).

Однако, даже схожесть сюжетов некоторых пьес, например «Ромео и Джульетта» и ««Кастельвины и Монтесы»( с главной героиней Юлией(sic)) ни о чем не говорит. Так что соперничество в духе Гравелинского сражения «Непобедимой Армады» и английским флотом, увы, не получится. Хотя( исключительно для справки) Лопе де Вега принимал участие в походе «Непобедимой Армады»

А теперь разрешите не минутку отвлечься и предложить вам, замеченную мною, забавную ситуацию, сложившеюся в мировой драматургии. Может быть, это лишь досужие выдумки, но мне они показались интересными. Итак, для начала посмотрим на древнегреческую драматургию. При наличии достаточного количества авторов, неоспоримо превосходство тройки: Эсхил 6-й век до н.э., Софокл 5-й век до н.э., Еврипид 5-й век до н.э..

Обратимся теперь к древнеримской драматургии: Плавт 2-3 век до н.э., Теренций 2-й век до н.э., Сенека 1-й век до н.э. – опять троица. В этом плане удивителен 17 век. Испания: Лопе де Вега, Кальдерон, Тирсо де Молино; Франция: Расин, Корнель, Мольер. А вот Англия, Германия или

Россия не могут похвастаться такими триадами. Во времена Шекспира рядом с ним было лишь фигура Марло. Рядом с Шиллером и поставить-то некого. Островский, Чехов и … При всем восхищении «Борисом Годуновым» или «Живым трупом» - это всего лишь единичные драматические произведения великих писателей. А Грибоедов или Фонвизин, что не говори – авторы одной пьесы. Почему так произошло – не знаю, хотя какие-то объяснения, несомненно, есть.

Но вернемся к Лопа де Вега. В отличие от Шекспира, он не только изменил понятию классического триединства в драматургии, но и, соединяя в своих пьесах трагическое и комическое, создал испанскую классическую драму. Если кто не помнит – еще Аристотель провозгласил три единства, как основу любой пьесы: единство времени, места и действия.

Одним из направлений критики творчества Шекспира, озвученным, в частности английским поэтом, драматургом критиком Джоном Драйденом, был упрек в несоблюдение классического триединство. Однако у Шекспира существует четкое разделение на жанры: трагедия и комедия. Причем его трагедии достаточно жестоки.

Израильский драматург Эфраим Кишон, в свое время написал пьесу «Эй, Джульетта», где среди действующих лиц есть дух умершего Шекспира. Так вот он восклицает: «37 пьес вышли из под моего пера и трупов в них более 600.». Я не проверял, но верю. Причем все трагедии Шекпира кончались, как им положено – смертью героев. И никакого «Deus ex machina» или хеппи-энда. Сравните:

«Нет повести печальнее на свете,
Чем повесть о Ромео и Джульетте»

у Шекспира и

«Конец превратностям фортуны
Монарший положил указ,
Но приговора и от вас
Ждем для Фуэнте Овехуны.»

у Лопе де Вега.

Одним из лучших драматических пьес Лоре де Вега, несомненно, является Фуэнта Овехуна» или в переводе «Овечий источник».
Сюжет этой пьесы довольно прост, если бы не одно «но»…

Злобный, жестокий и похотливый командор преследует молодую жительницу селение под названием Фуэнта Овехума, которую зовут Лауренсия. У девушки есть жених, но властного владетеля селение это не останавливает. Встретив сопротивление со стороны влюбленной пары, он заключает их в тюрьму. До сих пор все традиционно. Остается только ждать благородного короля, который накажет зарвавшегося аристократа и соединит влюбленных.

Но тут начинается самое интересное. Жители села штурмуют дом командора и убивают своего сеньора. Когда же король посылает судью расследовать убийство, то на вопрос: «Кто убил?», даже под пытками отвечают – «Фуэнта Овехуна». И вот только после этого король прощает селение. Хэппи энд.

Это один из немногих случаев в литературе, и в драматургии в частности, когда ни какой-то безликий народ реагирует на действие властей, а конкретные жители одной деревни проявляют завидное мужество и действуют сообща для исправления социальной справедливости. Могу напомнить гениальную пушкинскую реплику в «Борисе Годунове»: «Народ безмолвствует», или менее известную фразу из пьесы А.Толстого «Смерть Иоанна Грозного»: «Народ бунтует! Лезут на крыльцо».

Но если в большинстве постановок на первый план выходила любовная линия сюжета, но в революционной России не смогли не воспользоваться такой возможностью и не показать народное единство в борьбе с «эксплуататорами». Но сделали это чрезвычайно талантливо. Великий грузинский режиссер К. А.Марджанишвили поставил в 1919 году в Киеве спектакль по этой пьесе( который он повторил в 1922 году в Тбилиси). Впечатление публики после просмотра были выражены довольно предсказуемым для того времени способом – зал после окончания спектакля хором грянул «Интернационал». И так было в течение всех 42-х дней, пока показывали спектакль.

Но более чем трагедийные вещи, Лопа де Вега прославили его комедии. Я упомяну о двух. Первая – это «Собака на сене». Как вы понимаете это не оригинальное название пьесы, ибо, естественно, что известная русская пословица звучит по-испански немного не так, хотя аналогична по смыслу.

Испанская пословица гласит: «Собака садовника, сама не ест капусту и хозяину не дает». Кстати, использование народных пословиц и поговорок присуще и Шекспиру. Например, в «Укрощении строптивой» один из героев говорит «Как яблоко на устрицу похоже». А это довольно популярная английская пословица.

И таких примеров в текстах двух великих драматургов – множество, что придает их пьесам особую живость языка. «Собаку на сене» многие знаю по неплохому фильму Я.Фрида. Хотя… По моему мнению, если что и не удалось в фильме, так это образ главного героя. Боярский вообще очень однообразен, а тут получился какой-то франтоватый герой-любовник, образ которого кочует у него из одного спектакля в другой.

У этой пьесы завидная сценическая судьба. Её много раз ставили и в России и в СССР. Причем роль Дианы играли выдающиеся актрисы своего времени, такие, например, как М.Бабанова или Е.Юнгер.

Но особо я хочу сказать о другой комедии Лопе де Вега, об «Учителе танцев». С поставленной по этой пьесе спектаклем на сцене театра Советской Армии у меня связано много личного.

Когда я пришел работать в театр, спектакль прошел уже … нет не помню, сколько сот раз. Но я застал еще великого Владимира Михайловича Зельдина в роли главного героя – Альдемаро. Видел я и другого прекрасно исполнителя этой роли – Федю Чеханкова. Сам работал на спектакле много раз, когда был осветителем в театре. Но спектакль задолго до этого был мне хорошо знаком, ибо я – третье поколение нашей семьи, которое служило в этом театре, а «Учитель танцев», что не говори – это визитная карточка не только Зельдина но и самого театра на протяжение многих лет.

Великолепная комедия – яркая, искрометная, наполненная музыкой и танцами. Прекрасные диалоги, четко очерченные характеры героев, продуманность сюжета, тонкое развитие сюжета – нет, это пьесу можно смотреть неоднократно. Ей Б-гу, закрываю глазу и явственно вижу, например, мизансцену с которой начинается знаменитое болеро в исполнении Зельдина. Вечный спектакль, которые действительно побил все рекорды, пройдя на сцене более тысячи раз.

Кроме пьес, Лоре де Вега писал и поэтические произведения. Скорее всего они уступают сонетам Шекспира, но все же… Ведь недаром Фредерико Гарсия Лорка писал о них: «У Лопе бесчисленное множество стихов, и почти все они легки, пластичны и пленяют редкостной красотой».

На этой цитате позвольте и закончит, ибо слова Лорки, на мой взгляд, характеризуют не только стихи, но и все творчество Лоре де Вега.

Игорь Лапидус

Фото с сайта medalika.ru               



Другие новости


Игорь Лапидус: Против чего и за что митингуют в Киеве?
Игорь Лапидус: О бедном шамане замолвите слово...
Игорь Лапидус: Сегодня прекрасный день для поборников законности в России

Новости портала Я РУССКИЙ