Михаил Васьков: Клюква про майора Черкасова и пакт Молотова-Риббентропа...

Михаил Васьков: Клюква про майора Черкасова и пакт Молотова-Риббентропа...

29/10/2019 00:12

Михаил Васьков, NEWS.AP-PA.RU Мне обидно, если наши внуки станут судить об СССР семидесятых, времени нашей счастливой юности, по таким сериалам, как «Формула мести» из цикла «про майора Черкасова».

  

 

Не люблю писать рецензии. Неблагодарное это дело. Навязывать почтеннейшей публике свое видение того или иного события из мира культуры, искусства не в моих правилах. В конце концов, ведь сколько людей, столько и мнений. И каждое имеет право на существование…

Сажусь за клавиатуру либо по заданию редакции (помню, в восьмидесятых во время работы в ТАСС, натуральным образом прикалываясь, обозвал картины неких модных столичных живописцев «неоромантическим реализмом», и вот, поди ж ты, начал гулять сей псевдотермин среди критиков!), либо, что называется, по зову души, когда уж совсем нельзя пройти мимо. Случай с новым сезоном теледетектива про майора Черкасова как раз из этого ряда…

…Порой мы сами негодуем, как на Западе, пользуясь тем, что уже практически не осталось участников или просто очевидцев Второй мировой войны, искажают ее историю, вешают лапшу на уши нынешним поколениям, что мир от коричневой чумы спасли исключительно «рядовые Райаны», Аушвиц-Освенцим освобождали… украинцы (ну, а чего, раз фронт 1-й Украинский, почему бы не прогнать туфту для дебилов и недоучек?), а лесные братья да добровольцы из национальных подразделений Ваффен-СС всего-навсего сражались «за независимость своих стран от советских захватчиков» да отстаивали «свободу Европы от орд большевистских варваров».

В сентябре т.г. аж Европарламент, приняв соответствующую резолюцию, официально приравнял коммунизм к гитлеризму и возложил на СССР (на минуточку одну из держав-победительниц!) равную с Рейхом ответственность за развязывание Второй мировой войны. Дескать, всему виной и причиной Пакт Молотова-Риббентропа. Про Мюнхенский сговор европарламентарии, естественно, скромно умалчивают…

Дошло до того, что в некоторых странах вводят ответственность за слова о том, что Красная Армия была армией-освободительницей. Скажешь такое – и, что называется, привет семье, пожалте бриться. Мн-да… Не являюсь поклонником пропагандистских талантов своего бывшего соседа Владимира Соловьева, но трудно не согласиться с его тезой, если бы ни Шоа-Холокост, учиненный нацистами, так давно бы полную ответственность исключительно на СССР возложили…

К чему это я? А к тому, как вам, не обидно за память об отцах, дедах, прадедах, раздавивших нацистскую гадину? За миллионы наших сограждан, уничтоженных «цивилизованными ублюдками», как метко назвал их Верховный? За сотни тысяч наших солдат, оставшихся лежать «за Вислой сонной»?

Не больно за вашу страну тридцатых-сороковых годов, где родились и жили ваши мамы-папы, бабушки-дедушки, которую поливают грязью современные «цивилизаторы»? Неужто Советский Союз был исчадием ада?

Так и мне лично обидно, если наши внуки и правнуки станут судить об СССР второй половины семидесятых, времени нашей счастливой юности, по таким вот сериалам, как «Формула мести» из цикла «про майора Черкасова».

За почти три десятка лет государевой службы (а так уж случилось, что еще в молодости журналистское перо автор этих строк в прямом смысле этого слова поменял на правоохранительный «щит и меч») повидал многое. Послужил и опером, и следаком, и аналитиком, и информационщиком. Причем, в разных ведомствах.  Казалось, ничему уже удивляться не буду. (Как гласит старая поговорка, кто долго служил под погоном, тот в цирке не смеется). Ан, удивили-таки новые серии!

На первый взгляд, какое-то фантасмагорическое нагромождение искажений тогдашних реалий, откровенных нелепиц, какой-то «подростковой» некомпетентности, дилетантских суждений о деятельности органов внутренних дел, госбезопасности. Сюжетная линия – полный бред, высосанный из пальца и выдаваемый за «основанное на реальных событиях»…

С самого начала сериала, по примеру великого Станиславского, хотелось воскликнуть: «Не верю!». И дело вовсе не в том, что костюмы персонажей явно не выверены с аутентичными, их реплики не соответствуют языку семидесятых, а отношения между людьми явно скалькированы с сегодняшнего дня. Не в том, что на номере частных «Жигулей» красуется госномер спецгаража «МОС», а диск телефона-автомата уже пластмассовый, как в восьмидесятых, а не металлический. И не в том, что концерты «Машины времени» в семьдесят седьмом могли быть разве что в Таллинне.

И не в том, что вахтером в «почтовом ящике» почему-то сидит великовозрастный краснопогонник-вэвэшник (это же вам не зона!), а молодой сотрудник первого отдела щеголяет с целым иконостасом планок военных наград (вы когда-нибудь вообще видели, чтобы чекист, если только он не ветеран, носил бы какие-то «цацки» на пиджаке?).

Дело даже не в том, что на оборонном предприятии никогда бы не стали держать химика-наркомана. И не в том, что в представлении создателей сериала все комитетчики должны обязательно выглядеть прилизанными туповатыми циниками, а милиционеры – вороватыми глупцами. И даже не в том, что у доктора-массажиста лицо убийцы и хронического алкоголика (вы бы пошли ублажать массажем чресла к персонажу Гармаша?!)… 

Просто никак не мог отделаться от ощущения, что всё, что показывали на экране – сплошное вранье. Вранье хитрое, липкое и тягучее… И, как говорил Воланд в «Мастере», «интереснее всего в этом вранье то, что оно – вранье от первого до последнего слова»!

Ау, граждане, ну, не «мочили» при социализме в Москве людей пачками, даже в отдельно взятых элитарных «домах работников искусств»! Не устраивали массовые резни в студенческих общежитиях. Не торговали чуть ли не в открытую «химией» на ипподроме, в вузах.

Это вы что-то «попутали», какие-то современные реалии переносите на прошлое. В советской столице, к слову, даже одно убийство было происшествием более чем чрезвычайным. «На жмура» наезжали не только рядовые сотрудники, но и очень даже большие начальники с большими звездами! И за «серию» могли запросто не то что руководителей главков погнать, а и курирующих замов!

И не мог никак муровский опер Черкасов «вести дело» об убийствах! Он, что следак прокуратуры что ли? Если создатели «Формулы мести» не знают, так в СССР убийствами именно органы прокуратуры занимались Почитайте хотя бы «Записки следователя» Шейнина для просвещения.

Следователь, конечно, мог выписать отдельное поручение оперу, в части, касающейся розыска. Но вообще-то советский МУР – это, грубо говоря, инспектор Томин. Его компетенция – «уголовщина»: кражи, грабежи, профилактика преступлений, в т.ч. среди несовершеннолетних и т.п. Пересмотрите тех же «ЗнаТоКов», может, тогда прояснится что-то в голове… Хоть для смеха поинтересовались бы у знающих людей, чем занимались в социалистические времена КГБ, МВД и прокуратура, что и у кого было в подследственности…

И тем более всё это странно, что прежние сезоны «саги о Черкасове» не без греха, конечно, не без явных «придумок», но были вполне «смотрибельны». (По крайней мере, те, что я глядел). В частности, в сериях про разработку ракеты Р36м (по классификации НАТО SS-18 «Сатана»), на мой взгляд, вполне реалистично показано противоборство цээрушников и наших контрразведчиков середины семидесятых. (По всей видимости, грамотные консультанты были в том сезоне).

Почему же в этот раз такая развесистая киноклюква получилась? Сэкономили на консультантах? Или от того, что в сериях нового сезона поменялся сценарист? Читаю «Википедию». Так, Елена Райская (урожденная Рывкина), вроде, наших лет, должна помнить реалии… Что это, небрежность? И так сойдет для невзыскательного зрителя?

Да, нет, не похоже. В ее послужном списке добротный фильм об опере угро, работавшего по ограблению сберкассы («Потерпевший», 1990), криминальный сериал про банду Толстопятовых на фоне (как же без этого!) расстрела рабочих в Новочеркасске («Однажды в Ростове», 2012)... Значит, получается это целенаправленная провокация, очередной поклеп на советскую действительность?

Ведь, если приглядеться повнимательнее, на выходе-то получился банальный антисоветский пасквиль-чернуха, призванный по заказу новых буржуа, ненавидящих и боящихся всего со знаком «СССР», и их прислужников-агитпроповцев, снова облить грязью наше прошлое, и под прикрытием залихватского детективного сюжета навешать лапшу молодежи.

Ага, мол, вон и при этом самом социализме были все пороки общества – оргпреступность, убийства, наркомания, коррупция, крышевание преступников «органами»!

Никто не спорит, конечно, и в эпоху побед и свершений сия ложка дегтя тоже была. Но ведь совершенно не в таких же масштабах, какие рисуют господа либералы, какие, в том числе, пытается изобразить и этот их новый «фильмец».

Впрочем, одно дело, когда ты смотришь киновранье, но отменно сделанное (даже не буду приводить примеры, каждый сам может составить многостраничный список, в том числе и выдающихся мастеров кинематографа!), а другое – когда нам втюхивают очевидную низкопробную дурновкусицу, причем сляпанную на редкость неаккуратно и бездарно. И даже игра неплохих, в общем-то, актеров ее не особо вытягивает…

 

Михаил ВАСЬКОВ,

специально для АП-ПА

 

 Фото с сайта 1tv.ru  samizdatt.net            



Другие новости


 Михаил Васьков: Разобщенные карантином. О деликатном аспекте самоизоляции
Михаил Васьков: Поэзия Авроры Невмержицкой-Власовой. Белые сны о России в краю белых ночей…
Михаил Васьков представляет: Летние мотивы в поэзии прибалтийско-финских народов

Новости портала Я РУССКИЙ