Капитолина Кокшенева: О нашей культурной активности, театре ЧЕЛОВЕК и сказах Шергина

Капитолина Кокшенева: О нашей культурной активности, театре ЧЕЛОВЕК и сказах Шергина

02/11/2019 00:11

Москва, Капитолина Кокшенева, NEWS.AP-PA.RU Свою уникальную способность владеть словом, говорить нынче мы с жалкой корыстью «быть в тренде» подчиняем физике и анти-физике (телесности и виртуальности).

 

Говорят, что вчера очень многие опускались в адово празднование, превратив свою человечность в мертвечину. Говорят, что этот выбор делает все больше и больше людей. Говорят, что и наши люди как бараны, уже встроены в ситуативный маркетинг, а многие кампании научились интегрировать свои бренды в черный-черный тыквенный бред…

Я предлагаю ломать эти активации. Я предлагаю другую активную альтернативу, и считаю, что мои друзья способны к культурной оппозиции модным инфлюенсерам.

Так вот. У нас вчера было на царстве, торжествовало, государило, владычествовало сказовое русское слово! И играли его (а в театре слово играют) отменного таланта артисты… У них (баранов) был ад. У нас (не баранов) был сад. И этот сад был благоустроен под наши души музыкантом и исполнителем русского фольклора Сергеем Старостиным и актрисой Татьяной Бондаренко.

Это было роскошно. Как будто пили мы родниковую воду после сильно хлорированной «воды цивилизации». Как будто побывал ты на празднике жизни, и тебя поставили прямо в самый светлый, чистый и радостный центр её! Ничего смутного, ничего ложного. И сколько эстетического здоровья! И, что вообще нынче крайне важно – точнейшее художественное живописание словом!

В современном театре не трудно увидеть плебейское равнодушие к тому, что человека отличает от животины.

Свою уникальную способность владеть словом, говорить нынче мы с жалкой корыстью «быть в тренде» подчиняем физике и анти-физике (телесности и виртуальности), превращаем речь человека в косноязычное мычание, словесный спотыкач, и бессвязную эквилибристику звуками или немилосердный ор бессмысленных языковых мук…

Да, Старостин и Бондаренко исполняли архангельские северные сказы Бориса Шергина («Ванька добрОй», «Пронька грезнОй», да «Пинежского Пушкина»). Двоём. Стол, пара музыкальных инструментов (гусли и рог), колокольцы на дуге, да погремушка в руках у актрисы – вот и весь «скарб» спектакля.

Они не бегали по сцене, и вообще за два часа даже не привстали со своих стульев – а вот так, сидя друг против друга у стола РАССКАЗАЛИ (и сыграли не двигаясь по сцене) нам о жизни нашей так много, что никакие модные сторителлинги и в подмётки не годятся искусному сказыванию, что жило в народе, было усвоено Шергиным и возведено в ранг искусства уже авторского. Перед нами было такое говорение-рассказывание, которое является ценностью самодостаточной.

Слово у Шергина ими очень легко добывалось – легко, потому как оно им близкое. Старостин пропевал его, а Татьяна Бондаренко на шергинском слове оставляла свои актерские следы-метки-узоры (то скажет низким уверенным голосом сына, доброта которого льется в его речи через край, и актриса умеет это передать; то об американах заговорит с иноземным акцентом, а как о Проньке говорит - так бровью поведет, глаз хитро скосит, что ты тут же видишь всю картину, проглядываешь ее до самой сути – слово шергинское (как играет-выговаривает его Бондаренко) выводит нас уже за пределы языка.

Как в «Пинежском Пушкине» – когда присвоение Пушкина себе происходит через скорби, широту и дали нашей культуры, упирающейся прямо в горизонт жизни. 

Спектакль прошел в рамках офф-программы нового международного театрального фестиваля «ДИАЛОГИ». Недавно Театр Человек возглавил Владимир Скворцов, пригласив в помощники интеллигента-критика Александра Вислова. Я не смогла посмотреть все спектакли Афиши первого фестиваля.

Но мне очень нравится идея фестиваля – вести не диалог, а диалоги. Здесь есть «подвижное равновесие», очень и очень важное для современного театрального пространства, в котором доминируют активисты, склонные свои монологи (или невнятные бормотания «про себя») считать единственными, достойными финансирования и зрительского внимания.

Много-много лет назад, в 1983 году, мы тоже проявляли свою культурную волю, выбрав спектакль Михаила Мокеева «Эмигранты» Мрожека молодого тогда «Человека» (театра, созданного Людмилой Рожкован) , – выбрав спектакль как образец серьезного и умного театра. Это была первая постановка в России.

И там тоже было только два героя. И они вели диалоги между собой и с нами, публикой, говоря о том, что можно убежать куда угодно (с родины, например), но от себя не убежишь. И разорвав со своей землей, своим Пушкиным и Шергиным, можно напрочь утратить способность быть творящей личностью.

Всем своим друзьям очень и очень советую приглядеться к театру ЧЕЛОВЕК, Старостину, Бондаренко,

Шергину... Есть кем продолжить. Правда?

Капитолина Кокшенева

Фото автора



Другие новости


Капитолина Кокшенева: А вы будете говорить о писателе Сорокине?
Капитолина Кокшенева: Быть зверем и считать себя святым! Посмотрите вокруг! Читая русского философа Н.Н. Страхова
Капитолина Кокшенева: Как выходили замуж в 1906 году

Новости портала Я РУССКИЙ