Архип Куинджи. Его гений мог работать только над чем-нибудь еще неизвестным человечеству...

Архип Куинджи. Его гений мог работать только над чем-нибудь еще неизвестным человечеству...

19/12/2019 00:05

Москва, протоиерей Владимир Вигилянский, NEWS.AP-PA.RU Нет места описать повседневный труд Архипа Ивановича, сотворившего около 500 живописных и 300 графических работ (более 200 хранятся в музеях).

 

 

Считается, что Ф.М. Достоевский дал определение пейзажам Куинджи – «застывшая молитва». Несмотря на то, что это очень точные слова о творчестве православного художника, я эту цитату у писателя не нашел. Достоевский писал в Дневнике писателя за 1873 год о Куинджи, но этих слов там, к сожалению, нет.

Жизнь и творчество русского грека Архипа Ивановича весьма примечательны: 
безотцовское нищее детство в Мариуполе, 
трудный и длинный путь к признанию, 
переезд в Петербург, 
женитьба на прекрасной гречанке Вере Леонидовне Кетчерджи, 
путешествие с женой на Валаам, перевернувшее его жизнь,
неожиданная слава, когда он написал «Лунную ночь на Днепре», в 1880 году, 
непростые отношения с художниками-современниками – от категорического неприятия до восторженной похвалы, 
покупка земель в Крыму и домов на Васильевском острове, 
собирание учеников и покровительство бедным художникам, 
сотворение в течение 15-20 лет художественного шедевра и венца творчества Куинджи «Христос в Гефсиманском саду».

Нет места описать повседневный труд Архипа Ивановича, сотворившего за жизнь около 500 живописных и 300 графических работ (более 200 из них хранятся в музеях), рассказать о чудачествах художника, кормившего из года в год на крыше своего дома с рук голубей и ворон (в месяц он для птиц покупал 60 французских булок, 10 кг мяса и 6 кулей овса), о многолетней дружбе с химиком Д.И. Менделеевым, о трагической смерти от голода его жены в 1920 году…

Куинджи был небедным человеком, но жил он весьма скромно: «Гостиная: один диван, два кресла и восемь стульев мягких, один рояль. Столовая: один буфет, обеденный стол и двенадцать стульев. Мастерская: четыре мольберта, один этюдник, стенное зеркало в деревянной раме, скрипка в футляре». 

После кончины Куинджи оставил по завещанию средства для ежегодных премий и помощи молодым художникам, своей жене он завещал 2500 рублей ежегодно, не забыл и о племянниках. Кроме того, он завещал некоторую сумму церкви, в которой крестился, чтобы при ней организовали школу его имени.

Кроме творчества, благотворительность была целью его жизни.

Репин И.Е.: «В сфере пейзажной живописи Куинджи был гениальный художник… Сейчас – разгул дилетантизма и заразы анархической чепухой в искусстве… Как истинный гений-изобретатель он шел от своего природного ума, верил только в свои личные воззрения на искусство и влиял на товарищей менторски. Никогда у него не могло быть даже мысли работать скромно в своей специальности... Его гений мог работать только над чем-нибудь еще неизвестным человечеству, не грезившимся никаким художникам до него».

На фото: Менделеев и Куинджи (1841/1842/1845-1910)

Фото facebook.com.



Другие новости


Протоиерей Владимир Вигилянский: Придет время... Пророчества Святого Косьмы Этолийского
Протоиерей Владимир Вигилянский: Аристократизм и интеллигентность. Читая Андрея Битова
Протоиерей Владимир Вигилянский: Глупость - грех?

Новости портала Я РУССКИЙ