Наталья Переверзева: Про театральный юбилей, который в России никто не заметил. Часть первая.

Наталья Переверзева: Про театральный юбилей, который в России никто не заметил. Часть первая.

16/05/2020 00:48

Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU В русском театроведении есть ошибочное использование не существующего термина "теория Лемана", вместо употребляемого во всём мире - теория постдраматического театра.

 

 

Часть первая. Теория.

 


В ноябре 1999 года в Германии была выпущена книга (в прошлом году был юбилей этого события) , переведённая на многие языки мира и которая, безусловно, оказала большое влияние на развитие и существование части современного театра.

Только части, так как современный мировой театр состоит из разнообразных форм культурологических и эстетических концепций, к которым теория постдрамы мало применима или не применима вообще.

Речь о книге немецкого теоретика театра Ханса-Тиса Лемана "Постдраматический театр".

В русскоязычном театральном мире и театроведении существует ошибочное использование не существующего термина "теория Лемана", вместо употребляемого во всём мире - теория постдраматического театра.

Чтобы понять некоторые процессы происходящие в институте современного европейского и русского театров в парадигме постмодерна, их взаимосвязь, влияние на происхождение новых различных форм и функций театральной и культурной жизни современного общества и их эстетического и политического потенциала, не помешает вспомнить историю оформления концепции теории постдрамы, состоящую из трёх периодов развития в своём существовании.

Итак, первый период - возникновение термина.

Словосочетание "Постдраматический театр" впервые применил польский теоретик театра Анджей Вирт в 1987 году в работе "Реальность театра как эстетическая утопия или преображение театра под воздействием массмедиа" для обозначения и отражения процессов происходящих европейском театре.

С конца 60-х годов прошлого столетия уже произошли кардинальные изменения в социально-общественной и политической жизни Европы и уже существует временной определяющий термин - постмодерн. Этот период преобразования современного театра сформулирован Виртом как процесс освобождения театра от драматического текста.

Драматургия ещё продолжает существовать, но как устаревшая структура в рамках новой концепции коммуникации. Сам способ коммуникации видоизменяется в связи с приходом новых технических медиативных возможносйтей в театральном искусстве.

Происходит потеря аудиоконтакта между субъектом и объектом действа и как следствие необязательность связи логического и физического действия происходящего на сценической площадке. Исчезает нарративность (связность повествования) и иллюстративность театрального представления.

И уже можно употреблять слово перфоманс, вместо спектакль. Перфоманс, в котором задействованы все средства медиального контакта (кино, музыка живого оркестра, показ слайдов, выступления животных, видео).

Театр превращается в акт синтетического искусства, теряет свою значительность, происходит смена театральной знаковой системы.

В связи с чем возникает сценическое понятие "эстетика хаоса", совсем необязательная для художественных понятийных предпочтений театральной публики, освобождающая перфоманс или театральное действо от цензуры современного медиального общества.

Период, условно названный "периодом Анджея Вирта" завершена, сформулирована социально - культурная заявка, ей придана интеллектуальная форма. Заказ артикулирован, но не доведён до логического конца. Происходит переход во вторую временную стадию развития теории постдраматического театра.

"Период Лемана" базируется на расширенной, подробной и углублённой трактовке Хансом-Тисом Леманом в своей книге таких театральных эстетических позиций и тем как: исторический авангард (о хорошо забытом старом - интернациональный театральный авангард 20-х годов прошлого столетия), театральная эстетика Брехта (кто только его в истории мирового театра не склонял и как!), и одной из основных тем и ролей постдрамы - политической составляющей в театрально -культурной жизни социума.

Отчего - же так часто в этой части разговора о чистом искусстве повторяется слово политический?

Разгар "промышленного чуда" 50-х годов превратился в стабилизацию по схеме капиталистического способа производства в Германии (как и во всём западном мире) и плавно начал своё движение в следующий этап капиталистического финасово-промышленного способа хозяйствования - неолиберальной экономической политики 90- х годов, которая характеризуется вытеснением роли государства из всех возможных сфер общественно-социальной жизни страны.

В социальных сегментах происходит оптимизация, то есть сокращение финансирования культурных и образовательных институций. Их частичная приватизация.

И это, как следствие, влияет на уровень и качество образования как публики, так и деятелей искусства, затрагивая все сферы - музыку, литературу, живопись.

Но именно этим сегментам необходимы государственные инвестиции в рамках долгосрочных национальных проектах в интересах общества.

Частным инвесторам, нацеленным на быстрое извлечение прибыли, интересны только краткосрочные инвестиции.

Взращивание таланта, финансирование его воспитания и обучения возможно по большей и основной его части, только при участии государства. Происходит это всё не за один день, и превращается в затяжной и тяжёлый конфликтный культурный кризис в обществе.

Что это происходит в театре? Оказывается финансово трудным содержание традиционного репертуарного учреждения, с его сложной профессионально производственно-технической системой.

Как -то: с ансамблевым составом режиссёрско-актёрской труппы, с институцией литературной драматургии, с цеховым укладом театральных технических профессий: гримёров, декораторов, рабочих сцены, художников, реквизиторов, костюмеров.

Становится сложным самостоятельно финансировать текущие проблемы по поддержке устойчивого репертуара, содержать здание, административно-бухгалтерский аппарат.

Как следствие происходит примитивизация всех театральных профессий, их деградация и потеря профессиональных критериев оценки таланта и творчества.

Сокращение рабочих мест при сжатии финансирования увеличивает конкуренцию и невостребованность, толкает к нетрадиционным методам приёмам построения карьеры. Происходит логичное падение морально-этических норм в сфере культуры и искусства.

Чем громче скандал, неприличней действо, тем лучше - это уже маркетинг и реклама. Вот тут и приходят на помощь новомодные театральные и художественные теории.

Это всё надо обосновывать и оправдывать, появляется особый жанр театроведческого, искусствоведческого и кураторского мастерства - имитация интеллектуальной литературной работы, джигитовка обрывками логической и философской мысли в, казалось бы, культурно - научно просветительской деятельности.

Ведь всё, что связано с традиционным, национальным, народным - посконно, затхло, косно и устарело. А всё, что связано с "новым экономическим порядком" - прогрессивно, модно, новаторски и элитарно.

Один из важных элементов механизма манипулирования творческой, богемной и "элитной" тусовкой - превращение её в часть "посвящённых", избранных "членов секты" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

И как висящим над ними "дамокловым мечём" наказания за отступничество - отлучение от "неприкосновенности" и замалчивание в массмедиа. В театральном современном русскоязычном мире именно эту функцию определённого политического заказа выполняет специально для этого инструментализируемая теория постдрамы.

Третий период развития - период немецкого режиссёра Рене Полиша. Она имеет тоже три составных части и три источника разработки творческих идей.

Вообще теория постдраматического театра что-то напоминает - схема идейного и концептуального построения с "тремя составными частями и источниками", чья тень метафизически вот уже столетие "призраком бродит по Европе" выглядит так же.

Возможно, это связано с территориальным причинами, и тоже оказало не очень хорошую службу России, будучи не слишком заботливо пересаженным на российский ландшафт .

Рене Полиш, конечно, не пишет пространные труды по теории театра в 500 страниц. Он практик, и прежде всего его основная позиция и задача - внедрение принципов стилистики теории постдрамы в сценическую театральную действительность и театральную эстетику.

Ему это удалось в разной степени и мере оценки этих итогов в своих публицистических и режиссёрских работах.

Там рассматриваются и трактуются, как проблемные: тема потерянной роли в связи с видом изменения подручных средств в актёрской технике движений тела, наличие пространства не ограниченного сценой, описание режиссёрской техники устранения четвёртой стены (по Станиславскому), вопросы организации выпуска театральной продукции. И так далее.

(Продлжение следует)

Наталья Переверзева 

 

Фото с сайта virgo-cogitans.livejournal.com

 



Другие новости


Наталья Переверзева: Мхатовская пауза элиты...
Наталья Переверзева: К последней премьере в Театре Наций. Кто такой Херманис?
Наталья Переверзева: Вена. Вилла Отто Вагнера

Новости портала Я РУССКИЙ