Наталья Переверзева: Про театральный юбилей, который в России не заметили. Часть вторая

Наталья Переверзева: Про театральный юбилей, который в России не заметили. Часть вторая

17/05/2020 00:40

Австрия, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU В ноябре 1999 года вышла книга теоретика театра Ханса-Тиса Лемана "Постдраматический театр". В России ее использовали для уничтожения традиционного театра. 

 

Продолжение. Начало здесь: http://news.ap-pa.ru/news/i6482-natalya-pereverzeva-pro-teatralnyj-yubilej-kotoryj.html

 

Часть вторая. Мифологизация постдрамы.

В немецком театроведении существует обширный материал по анализу и критике теории. Нет смысла останавливаться на этом подробно.

При кажущейся универсальности теории, она не работает во многих театральных жанрах - сатира, комедия, детский театр, кукольный театр, антрепризный музыкальный театр, с трудом внедряется в оперный жанр, приобретая там сегментную одиозность, названной "режопера". Там другие творческие инструменты - классическая музыка, классическое пение и классический танец.

Это не так легко сломать в устоявшихся столетиями эстетических традициях. Кроме того, в гипотетическом логическом завершении применения теории постдрамы театр в идеале превращается в зрелищное представление, уже давно и успешно существующее в арсенале культурной истории человечества и успешно выполняющее роль увеселения, впитав в себя очень давно и прочно все признаки теории постдрамы - это цирк. 

В наличие всё, чего жаждет творческая постдраматическая душа. Идеальное воплощение этого - современный канадский цирк "Cirgue du Soleil". Наверно интуитивно это как-то понимают адепты постдрамы французского современного театра, потому, что их лидер так и называется " Theatre du Soleil".

Но зачем, часто не совсем удачно, дублировать давно существующее?

Чего нет в концепции теории постдрамы и никогда не было - инструкций и призывов посредством инструментализации теории превращать её в орудие атаки на разрушение традиционного театра, будь то немецкий, русский или другой национальный театр.

По определению немецкого театроведа Мартины Хаасе в работе "Постдраматический театр", опубликованной на страницах ежегодного вестника филолого-лингвистических публикаций Венского института прикладных искусств - "сама теория и её авторы никогда не претендовали на законченность эстетической мысли, непоколебимость формы, концепции и обязательной неукоснительной последовательности к исполнению.

В своей книге Леманн расширил взгляд на современный театр, концентрируя внимание на многообразии его форм, способов существования субкультурных - перфомансных и инсталяционных элементов, пытаясь придать им некоторую теоретическую и идеологическую платформу" . Что абсолютно легитимно в рамках существования свободы творчества , слова и выражения творческой мысли.

Так же преследовалась ещё одна задача, и она выполнена, с положительным эффектом или отрицательным в контексте существования театра, не очевидно, но она выполнена - дан импульс к развитию и существованию экспериментальных направлений под девизом "Твори, выдумывай, пробуй!" и из этого тоже может что-то получиться!

Наличие андеграунда, эпатажа, творческого диссидентства, декадентства и прочего "концептуализма" в современной творческом процессе никто не отменял.

Это тоже легитимно и обоснованно - существование разных экспериментальных театральных направлений и течений - имерсивный, интерактивный, инклюзивный, уличный, документальный театры и остальной современный авангард.

Но это не означает безусловного возведения работ последователей постдрамы в абсолютную гениально недостижимую величину творчества и безусловное покорение вершин.

Аксиома, что всем должно быть достаточно места в медийно информационном пространстве и творческом процессе, какие бы политико - идеологических и эстетические взгляды и принципы не имели его участники.

Всё это может сосуществовать одновременно. Но теория постдрамы имеет ещё одну специфическую особенность в контексте применения.

Она предоставляет удобную нишу тем кто, ловко жонглируя псевдоинтеллектуальными и достаточно абстрактными профессиональными терминам и приёмами, расшифровка которых неизвестна большинству сопричастных и публике, может достаточно удобно расположиться на профессиональном театральном пастбище.

Прикрывая этим свою творческую и созидающую импотенцию, одновременно забивая многие массмедиа ментальным мусором и белым шумом примитивно - убогих сентенций.

Это касается и теоретической стороны вопроса, и в прикладного применения.

Часто, там достаточно сложно для людей несведущих , разглядеть большие ослиные политические уши. Особенно это заметно, если обратить внимание на то, что произошло с изданием и обнародованием книги Лемана "Постдраматический театр" при активном участии фонда Анатолия Васильева в 2013 году в России.

Кто на самом деле финансировал издание и перевод книги - неизвестно. Да и неинтересно, по факту, в любом случае она никогда не принадлежала к списку мировых книжных бестселлеров и не была удачным коммерческим прибыльным проектом.

Тем не менее "зажигание звёзд", которое кому-то нужно, на российском театральном небосклоне произошло громко, чётко и ясно.

Проведённая акция по изданию книги была тут же монетизирована, идеологизирована и политизирована по полной программе. Увесистый том сразу был брошен на борьбу всего прогрессивного, либерального и часто очень сомнительного с тем, что мы называем русским традиционным репертуарным театром.

Был брошен клич апологетами и предводителями клики, которая называется в российском театроведении "стаей":

- "Строиться свиньёй!" (это не оскорбление, а в военной терминологии, способ построения для боевой атаки) и начать схватку против всего затхлого и пыльного.

Это - наипервейшая и важнейшая задача всех самозваных "революционеров" и ниспровергателей в попытках уничтожение эталонов профессионализма во избежание возможности сравнения. Медленно , но верно эти организационные объединения "

АТКэшныхзолотомасочников "мутируют в "monstrum horrendum " , которое "чудище обло, озорно, огромно, стозево и лаяй" и в раже преднамеренно направленной травли готово вцепиться в любого, кто не согласен с "политикой их партии", к тому всё это финансируется почему-то государством Российская Федерация. Б

Было положено начало, до этого тлевшей, а сейчас затяжной и длительной явной конфронтации в секторе русскоговорящего театра.

Итоги непрекращающейся борьбы, мы с вами или все те, кто интересуется актуальной культурной жизнью России и наблюдаем в режиме реального времени, характеризуемый уже как кризис, при котором рассуждения про творчество и культурное созидание не актуальны.

Всё меряется валютой Мамоны. И щекотливое разнообразие в творчески примитивную беспомощность некоторых авторских перфомансов вносят уже не только работники Следственного комитета России, но и работники похоронно-обрядовых организаций в инсталяциях "собачья свадьба века". Гробовщики.

Ими же старательно выдумываются, поддерживаются, холятся и лелеятся некоторые виды культорологических, якобы "западных" театральных мифов, для лучшей продажи некоторым власть придержащим российским культурным чиновникам, страдающими той же холопской болезнью русофобии и комплексами.

Все это для проведения мнимополезных театральных реформ, преобразований, монополизации искусства, раздела сфер влияния и финансов, и, как следствие, уничтожения репертуарного российского театра.

Примеры у всех на виду и на слуху, останавливаться на этом нет необходимости.

Да, Ханс-Тис Леман известный немецкий теоретик театра, безусловно, в некоторых творческих кругах культовая фигура.

Но в Германии его не называют "гениальным реформатором и театральным деятелем". Его имени нет даже в знаменитой энциклопедии Корша.

Институт прикладного театроведения в Гиссене под руководством режиссёра Хайнера Гёббельса - всего лишь отделение при университете Гиссена, единственное, которое занимается обучением студентов по методике преподавания постдрамы.

Ведущие театральные учебные заведения Германии - Мюнхенская школа искусств, Берлинская школа имени Эрнста Буша, "Семинар Макса Рейнхарда" в Вене ведут обучение актёров и режиссёров по канонам методик традиционной театральной школы. Включая многочисленные частные курсы, семинары и актёрско- режиссёрские школы.

Российские театральные деятели, которые называют себя последователями теории постдрамы в России, продают себя на Западе как "хранители традиций репертуарного русского театра и ученики идей Станиславского".

Но даже не смотря на это не являются "широко востребованными на сценических западных площадках". Их поручение, в основном, выскакивать по сигналу западных кураторов для мелких русофобских политических провокаций, как кролики из цилиндра фокусника.

На этом функция считается выполненной. Коммерческих задач их выступления не выполняют, и не имеют других целей .

На Западе вообще, и в Германии в частности, о театре или искусстве могут писать все, кто имеет желание и гуманитарное образование. А можно и не имеющим образования. Вас могут печатать - это всё .

При условии, если это кому-то интересно. Это называется свобода слова и самовыражения. Что не исключает наличие высокопрофессиональных и ведущих авторитетов в этой области.

Театральные премии, а их великое множество, вручаются по решению голосования театральных профессиональных объединений. Они не являются прерогативой клики "театроведов".

Трудовое законодательство в сфере творческих профессий существует, исполняется и довольно зорко за этим наблюдают те же творческие профессиональные союзы.

В природе не существует цементной монолитности всего западноевропейского театра в последовательном и неукоснительном исполнении принципов и идей современных модных теорий.

Один из самых знаменитых театральных фестивалей в мире , Зальцбургский, уже сто лет показывает спектакль по пьеса Гуго фон Хофмансталя "Имярек" в традиционной режиссуре Макса Рейнхарда.

От режиссёрского рисунка постановки спектакля нельзя отклонятся ни на сантиметр. Меняется всё - декорации, костюмы. Но не это.

Участие актёров в этом спектакле считается одной из самых престижных работ на немецкоговорящей сцене и приравнивается автоматически к статусу, схожему со званием "Заслуженный артист России".

(продолжение следует)

Начало здесь: http://news.ap-pa.ru/news/i6482-natalya-pereverzeva-pro-teatralnyj-yubilej-kotoryj.html

Наталья Переверзева

Фото с сайта colta.ru


Другие новости


Наталья Переверзева: Мхатовская пауза элиты...
Наталья Переверзева: К последней премьере в Театре Наций. Кто такой Херманис?
Наталья Переверзева: Вена. Вилла Отто Вагнера

Новости портала Я РУССКИЙ