Александр Палладин: Военкоры на Русско-японской войне

Александр Палладин: Военкоры на Русско-японской войне

04/06/2020 00:02

Москва, Александр Палладин, NEWS.AP-PA.RU Русско-японская война 1904-1905 гг. впервые в истории человечества привлекла внимание всей мировой прессы.

 

 

 

Так, во всяком случае, утверждает ветеран американской журналистики Фредерик Палмер (фото № 1), с 1897 года в течение 50 (!) лет освещавший вооружённые конфликты в разных частях света. Британский публицист Пол Френч в начале 21 века добавил: во время той войны репортажи с мест событий впервые уже наутро попадали на страницы газет даже в другой части света.

Помимо журналистов из Японии и России, на этот театр военных действий съехалось более 200 корреспондентов, представлявших крупнейшие  новостные корпорации и периодические издания Европы, Америки и Дальнего Востока.

Немудрено: Русско-японская война воспринималась как важнейшее событие на планете, на освещение которого тогдашние СМИ истратили астрономическую по тем временам сумму в 10 миллионов долларов (три четверти расходов пришлось на редакции американских и британских газет).

«Везде, в канцеляриях, в кофейнях, ресторанах, клубах, гостиных, в делегациях, в печати, на конках, везде один и тот же вопрос: за русских или за японцев, — говорилось в опубликованной в феврале 1904 года статье венского собкора "Нового  времени". - 

"... общество разделилось на два враждебных стана. Одни с жаром доказывают, что Япония — представительница Европы в Азии, Россия — представитель Азии в Европе; другие знают только одно: белая раса, жёлтая раса, и баста … если школьники доходят до кулаков, то взрослые устраивают словесные баталии с форменным пеноизвержением».

К маю 1904 года при русской Маньчжурской армии аккредитовались 46 журналистов, в том числе два десятка — из-за рубежа. К концу сентября их число перевалило за 70, а всего за время войны в расположении русской армии перебывало без малого полторы сотни военкоров — 102 отечественных плюс 41 из Великобритании, США, Франции, Германии, Италии и ряда других стран.

«Каждый третий из них был профессиональным военным», — говорится в статье Д. Павлова «Русско-японское пропагандистское противостояние на Дальнем Востоке в 1904—1905 гг.».

В качестве таковых в ней, в частности,  упомянуты старший брат сооснователя МХТ Владимира Ивановича Немировича-Данченко — Василий, человек редкой отваги, в 1899 году добровольцем отправившийся на Англо-бурскую войну воевать на стороне буров, а год спустя отличившийся в Китайском походе (был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость») Юлий Лукьянович Елец, Владимир Александрович Апушкин, о котором Горький так отозвался в письме Короленко:

«Генерал Апушкин — лучшее, что есть среди военных…», писатель Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (фото № 5), Пётр Николаевич Краснов (после Октябрьской революции примкнёт к Белому движению и в 1947 году будет повешен в Москве за сотрудничество с гитлеровской Германией), француз Людовик Нодо (подозревался в шпионаже в пользу японцев) и отставной полковник германского Генштаба Рихард Гедке.

В 20-летнем возрасте отправился на ту войну и сын прославленного петербургского фотографа Карла Карловича Буллы (получил известность как «отец российского фоторепортажа») Виктор.

Его фронтовые репортажи публиковались в журналах "Нива" и «Искра», перепечатывались многими другими журналами и газетами,  частенько попадали и на страницы зарубежных изданий. Он постоянно находился в эпицентре событий, порой беря на себя и обязанности брата милосердия.

С Русско-японской войны Виктор Карлович Булла́ вернулся с серебряной медалью «За храбрость» на георгиевской ленте с правом ношения на груди.

Впоследствии он стал одним из основоположников кино- и фотоленинианы (неоднократно снимал В. И. Ленина в 1919—1921 гг.), а также создал фотопортреты Троцкого, Сталина и других советских и партийных деятелей.

Велась на Русско-японской войне и киносъёмка.

А что на другой воюющей стороне? К началу марта 1904 года в Токио съехалось до полусотни иностранных корреспондентов, в основном представлявших британскую и американскую прессу.

Ныне их имена быльём поросли, кроме одного - Джека Лондона, второго после Ханса-Кристиана Андерсена зарубежного писателя по издаваемости в нашей стране, когда она называлась Советской Россией (у нас его романы, повести и рассказы вышли в 956 различных изданиях общим тиражом более 77 миллионов экземпляров). Об этом — в следующих публикациях.

 

Александр Палладин.

 

Фото facebook.com

 



Другие новости


Александр Палладин: Вот такое с Лондоном вышло кино
Александр Палладин: Тюренченский бой глазами Джека Лондона
Александр Палладин: Русско-японская война глазами Джека Лондона

Новости портала Я РУССКИЙ