Олег Даль

Олег Даль

15/09/2016 22:26

Чиновники от кинематографии его не любили, коллеги по артистическому цеху восхищались его игрой, а многие режиссеры просто боялись. Бескомпромиссный, резкий, нетерпимый к глупости и пошлости, он мог в разгар репетиций отказаться от роли, если ему казалось, что образ героя бессодержателен.

Чиновники от кинематографии его не любили, коллеги по артистическому цеху восхищались его игрой, а многие режиссеры просто боялись. Бескомпромиссный, резкий, нетерпимый к глупости и пошлости, он мог в разгар репетиций отказаться от роли, если ему казалось, что образ героя бессодержателен. «Я не народный, я – инородный, - часто говорил он со своей неповторимой, грустноватой усмешкой. Но в нашей памяти Олег Иванович остается именно всенародным артистом, чье появление на экране сразу приковывает к себе внимание зрителей…

Рассказывают, сьемки фильма «Приключения принца Флоризеля» начались со скандала. Сниматься в костюме, который ему принесли, Даль наотрез отказался. Костюмеры в недоумении разводили руками, мол, почему нет, костюм-то почти подходит. Ну, пиджак шире, так его булавочками подколоть, брюки по полу волочатся – подметаем на живую нитку, зрители и не заметят. А Даль заявил категорично: «Принц не должен выглядеть так, словно взял приличный костюм на один вечер из пункта проката!» И оказался в итоге прав, потому что, глядя на его экранного Флоризеля, не сомневаешься, что перед тобою принц, самый утонченный и элегантный человек во всей Бакардии и даже в ее окрестностях…

Именно таким он был, артист Олег Даль, не признавал компромиссов и полумер ни в работе, ни в жизни. Зажигал свечу с обоих концов, так еще про него говорили. В наше время, когда молодые артисты сразу привыкают играть вполсилы, когда экран заполонили сомнительные сериалы, а спектакли разделились на те, что ставят «для фестивалей» и «для чеса» в провинции, нужно чаще вспоминать творчество таких ярких и самобытных мастеров сцены, как Олег Иванович.

Олег Даль родился 25 мая 1941г. в Люблино, тогда еще относящегося к Московской области. В детстве хотел стать летчиком. После школы пошел поступать в авиационный институт.

Потом говорили, что в театральном училище им. Щепкина он оказался случайно, потому что не взяли в авиацию. Но был ли это действительно случай? Ведь будущий актер с раннего детства увлекался литературой и живописью, даже блистал на самодеятельной сцене в доме культуры железнодорожников. А то, что слегка картавил… С этим недостатком он начал бороться самостоятельно, и в результате возникла его особая манера игры с неторопливой речью и вдумчивыми, взвешенными паузами, не отпускающими внимание зрителей.

После окончания «Щепки» молодой артист был приглашен в Современник. Казалось бы, повезло – еще бы, работать в одном из самых известных театров страны! Но Даль скоро обнаружил, что не доволен сложившийся ситуацией. Больших или хотя заметных ролей ему не давали, а день за днем выходить на сцену в массовке становилось скучно. Оставалось кино. Первую роль Олег Даль сыграл в 1962 году, в фильме «Мой младший брат» режиссера Зархи. Его работу сдержанно похвалили, но не больше.

1967 год стал переломным в карьере актера. Он снялся в двух лентах, ставших популярными по всей стране, — «Женя, Женечка и «катюша»» и «Хроники пикирующего бомбардировщика». Его начали узнавать на улицах, брать автографы. Впрочем, советским чиновникам его работы не понравились. Показались пародией на чистые образы комсомольцев времен войны. Ему намекнули, он ответил в своей обычной резкой манере, конфликт перешел на партийный уровень. В конце концов дошло до того, что на несколько лет всем киностудиям страны вообще было запрещено снимать Даля.

Но время шло, времена менялись, и Даль опять начал появляться на экране.

В начале 1970-х Даль играет подряд несколько ролей, которые, как он сам считает, ему удаются. В фильме Кошеверовой «Тень» он играет сразу две роли — Ученого и его Тени. У Иосифа Хейфица в «Плохом хорошем человеке» играет Лаевского. Потом – Печорин в телепостановке «По страницам журнала Печорина». Дальше была роль Крестовского в фильме «Земля Санникова», которую сам Даль считал своей творческой неудачей. Говорил, что из хорошего сценария режиссеры ухитрились сделать отвратный фильм.

Да, его дотошность в выборе сценарного материала многих просто злила. Он отказывался от сотрудничества с такими мэтрами советской кинематографии как Эльдар Рязанов и Леонид Гайдай, приглашавшие его на главные роли в своих картинах. Зато появились незабываемые образы в фильмах «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Вариант «Омега», «Утиная охота». Всего за свою творческую биографию Даль сыграл более чем в 40 фильмах.

3 марта 1981 года Олег Даль скончался в Киеве, куда поехал обсудить роль в новом, музыкальном фильме. Артисту было всего 39 лет…

Сейчас, пробегая мимо обычного жилого дома на Зубовском бульваре многие москвичи и гости столицы даже не подозревают, что именно здесь прожил большую часть своей жизни великий русский артист Олег Иванович Даль.

Новости портала Я РУССКИЙ