Поднимаясь к Дуомо Агриженто

Поднимаясь к Дуомо Агриженто

01/03/2017 12:57

Торрегротта, Тоня Конингс, собственнй корреспондент AP-PA.RU  Расположенный на высоком холме сегодняшний Агриженто (Agrigento) сохраняет свой исторический центр. Его характерные южные улочки в плотной застройке бежевых домов из туфового камня то резко спускаются вниз, то убегают вверх крутыми ярусами щербатых лестниц.

Моя давняя традиция - взбираться на самую высокую точку, посещая новый город. Как правило, здесь находится его главный храм - Дуомо, замок или старая смотровая башня. Открывающийся захватывающий вид с прилегающей площади, принимаю как заслуженный приз и возможность передохнуть, любуясь городом с высоты птичьего полёта. 

Поднимаясь по ступеням и оглядываясь по сторонам в поисках указателя, несколько раз встречала местных жителей, спускающихся навстречу. Надо сказать, многие из них выглядят очень элегантно. Стройные мужчины и женщины, в черных пальто-шляпах-очках, дамы на высоких каблуках (надо родиться в Агриженто, чтобы уметь на них передвигаться по этим горкам-лестницам!), моментально распознавали во мне туриста (ещё бы! с рюкзаком и в ботинках) и, что было очень приятно и неожиданно, спрашивали, куда я иду. И тут же, не дожидаясь ответа, объясняли: Кафедрале — прямо-налево, Мария Дель Гречи — прямо, Монастеро Сан Спирито — направо и немного вниз. И вызывались проводить (!), рассказывая по дороге исторические подробности..
Да простят мне остальные сицилийцы, но на общем фоне неподдельной сицилийской гостеприимности и общительности, Агриженто в моих глазах, занимает первое место!
Будь то мой вопрос к прохожему о нахождении музея, «панифирии» или как добраться до Долины Храмов… Студентка в автобусе заплатила за нас своими билетами, отказавшись взять деньги, женщина в норковой шубке исходила со мной половину центра в поисках открытой «салюмерии» в часы сиесты, милый старичок при галстуке-бабочке проводил до переулка, ведущего к Монастеро Сан Спирито. Интересный мужчина, увидев нас с другом, глазеющих по сторонам в патио палаццо, здания театра имени Луиджи Пиранделло, запросто провёл мимо швейцара и показал уникальный исторический зал театра, носящего имя выдающегося итальянского драматурга, лауреата Нобелевской премии, Луиджи Пиранделло, уроженца Агриженто. Затем один из работников театра, представившийся, как Лилло, провел нас по кольцу фойе, с витринами исторических костюмов и театральных фото-документов, рассказывая об экспонатах, а, провожая на выходе, добавил, что провел нас в театр знаменитый итальянский артист театра и кино, режиссер вечернего спектакля и его главный актер Гаетано Ароника! 
И это ещё не всё. В каждом из четырёх соборов, которые нам удалось посетить, нам тут же вручали карту города с его достопримечательностями, вызывались ответить на все наши вопросы, а на одной из карт, полученных в туристическом офисе, я прочла обширное приветствие (с фото) симпатичного молодого бургомистра гостям города, написанное на итальянском и английском языках.
Поневоле захочешь вернуться в Агриженто, здесь по-настоящему чувствуется, что жители гордятся своим городом и неподдельно рады его гостям!

Церковь Санта Мария Дей Гречи (Chiesa Santa Maria Dei Greci) – самый древний храм сегодняшнего Agrigento, находится почти на вершине холма.

Возведенный греками в V веке до Р.Х., храм был посвящен богине Афине и внешне напоминал Храм Concordia в Valle dei Templi. Своё имя церковь получила в IX в. н.э. во времена византийского правления, став греко-православным собором. В X веке, времена арабского правления прихожане, чтобы сохранить храм, были обязаны платить высокий налог, а епархия была сильно подавлена.

Неоднократно разрушенный и восстановленный, дошедший до наших дней храм, возведён во времена норманнского правления и оставался главным собором Агриженто в XI – XII веках.

Церковь имеет лаконичный интерьер и простой фасад со стрельчатым порталом и круглым окном-цветком готического стиля. Частично уцелевшие фрески XIV в. изображают Святую Деву Марию; диалог Ангела и отца Марии; кормящую Богоматерь.

Уникальная современная реставрация церкви обнажила его древние детали. Сквозь стеклянные полы храма видны греческие фундаменты V в. до Р.Х , а уцелевшие нижние части дорических колонн формируют интерьер. 

В период норманнского правления и восстановления христианской епархии, недалеко от Santa Maria Deii Greci, на месте древних римских захоронений II-III в. н. э., по приказу графа Великого Роджера, в 1087 году закладывается новый Дуомо.Его патроном-епископом назначается двоюродный брат графа - Джерландо Безансон.

За семь лет возводится величественный классический норманнский Кафедрал, украшенный мозаиками византийского стиля, подобный тем, которые сегодня находятся в Чефалу (Cefalu) и Монреале (Monreale) провинции Палермо.

Увы, на протяжении веков, Дуомо Агриженто - Кафедрал San Gerlando, преследуют трагические разрушения. Хрупкий туфовый камень земли Агриженто, подвержен оползням. Почти полностью разрушенное от оползня 1198 года, здание восстанавливается во время Швабского правления в виде храма-военной крепости, но вновь страдает от оползня в 1244 году.

В период Арагонского правления XIV – XV в. в. Урбан VI предоставил индульгенцию тем, кто внесёт свой вклад в реконструкцию собора. На средства простых и знатных прихожан, среди которых наиболее значительным был вклад мощной династия Кьярамонте, Кафедрал в короткие сроки восстаёт из руин.

Во времена Испанского периода под патронажем епископа Gisulfo в середине XVII в. интерьер Дуомо обогащается элементами барокко с позолоченной лепкой, картинами, двумя роскошными органами и серебряным ковчегом San Gerlando.

Волны самого разрушительного землетрясения на Сицилии 1693 года, эпицентр которого находился в долине Ното, на юго-востоке острова, докатились и до Агриженто.

Многие здания в городе, в том числе Дуомо, получили трещины, но устояли.

Оползни 1745 и 1966 годов, нанёсшие значительные повреждения в городе, стали новыми испытаниями силы духа и христианской веры жителей Агриженто. 

В 1959 году Папа Пий XII присвоил храму ранг Малой Базилики.

В 2014 году, после многочисленных реставраций, (которые ещё продолжаются в северной части храма) Кафедрал вновь открыт для религиозных служб и гостей города. 

Возвышающийся над Агриженто, неоднократно перестроенный Кафедрал San Gerlando, лишен идеальных пропорций. Асимметричный, с невысокой колокольней, но, как прежде, мощный и величественный, он напоминает мудрого ветерана, познавшего истину.. Противостояние и соперничество, послушание и жертвенность, следы тысяч людей и сотен поколений слились под его куполами в неповторимый культурный микс, звучащий гимном единению, любви, возрождению и духовной силе человека...


Фото: Тоня Конингс



Другие новости


Тоня Конингс; Богота, ламы, штампы на песо и автобусы, как метро
Тоня Конингс: И о погоде. Какая зима на Сицилии?
Тоня Конингс: Катания - любимый город сицилийцев

Новости портала Я РУССКИЙ