Леон Бакст - гений портрета, моды и дизайна

Леон Бакст - гений портрета, моды и дизайна

23/07/2021 19:46

Владимир Казаков специально для AP-PA.RU Один из людей создавших современную моду был внук главного портного русской армии, гений оформления "Русских сезонов" в Париже Леон Бакст (Лейба Розенберг).

 

Один из столпов «Серебряного века» поэт и художник Максимилиан Волошин говорил так : «Он с одинаковым искусством пишет портрет светской дамы в современном платье, рисует декоративную обложку для книги со всем изяществом XVIII века, воссоздает в балете петербургские костюмы николаевского времени, компонует декорации к «Ипполиту» и в широкой панораме изображает гибель Атлантиды. И всегда он остается блестящим живописцем, сквозь вещи и искусство эпохи видящим внешние формы и лики жизни».

О ком же говорил авторитетнейший человек в мире искусства начла двадцатого века? Это был Лейба Розенберг. Он родился 10 февраля 1866 года в Гродно в семье раввина. Его дед, по еврейской традиции, работал долгое время портным. Правда в Париже. И для знати.

Как-то по случае он приглянулся императору Николая Павловичу и получил приглашение стать портным Российской армии и переехать в Петербург. А это уже бюджетные деньги, вход в общество и безбедное существование. Дедушке пришлось для этого креститься, но этот факт еврейская родня перенесла спокойно.

Лейба Розенберг с детства любил рисовать, но согласно иудаизму существовал запрет на изображение человека. Отец раввин, конечно же противился увлечениям сына. И Лейба уезжает в Петербург к деду. Тот поддерживает увлечения внука, помогает ему и материально и связями.

Большую роль в продвижении Лейбы сыграл известный скульптор тоже еврейского происхождения Павел Антокольский. он признал способности мальчика из местечка и поддержал его поступление в Академию Художеств.

В 1883 году его зачисляют вольнослушателем. Лейба Розенберг знакомится с Михаилом Врубелем, Нестеровым, Валентином Серовым. Лейба учится и зарабатывает на жизнь иллюстраций книг.

В 1887 году его исключают из Академии. Что послужило причиной сейчас сказать трудно, но в приказе была написана чисто художественная причина - «за слишком реалистическую трактовку на экзамене сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа».

Лейба ищет заказы, друзья знакомят его с влиятельными братьями Бенуа, Альбером и Александром. Они выводят Лейбу на графа Бенкендорфа. И тот представляет Лейбу Розенберга Царской семье. Великий князь Алексей Александрович заказывает ему историческое полотно для Военно-морского музея «Встреча генерала Авеллана в Париже». Этот заказ сразу решил все его материальные сложности и ввел в круги именитых заказчиков картин.

Розенберг участвует в различных модных тогда эстетических, общественных и философских кружках. Где знакомится с Константином Сомовом, Дмитрием Философов, Сергей Дягилев. Благодаря им, Лейба увлекается театром.

Он много ездит, посещает Германию, Испанию, Италию. С 1893 по 1897 год жил в Париже, где он учился в Академии Жюльена. Жизнь Розенберга в Париже была трудной. Он писал домой: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж… Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».

Он выставляется в выставке Академии Художеств, о чем долго мечтал. Где впервые, в 1889 году подписывает свои картины как Лев(Леон) Бакст. Это укороченная фамилия его бабушки Бакстер.

В 1898 году образуется объединение «Мир Искусства» и Бакст – один из главных людей нового движения. Он автор символа «Мира Искусства»  - сидящего на вершине горы орла. Объединение издает журнал "Мир Искусства". Это одна из вершин творческой жизни Серебряного века. Великолепные иллюстрации, тщательно подобранное оформление, очень дорогое издание стало выдающимся явлением в культуре начала двадцатого века.

Михаил Добужинский так писал о работе Бакста в журнале: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки — зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства».

Тогда же были написаны великолепные портреты поэта Андрея Белого, писателя Василия Розанова, поэта Зинаиды Гиппиус, балерины Айседоры Дункан. Вот как пишет Андрей Белый о работе Бакста над его портретом:

«Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».

Также  он преподавал живопись детям Великого князя Владимира. Также он получает еще один императорский заказ, теперь уже от Николая II на  картину «Встреча русских моряков».

Бакст увлекается театром, оформляет «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн.

После весьма резонансного события в Петербургской жизни – знакомства Бакста с дочерью промышленника и знаменитого мецената, основателя Третьяковской галереи П.М. Третьяков, Любови Павловне, роман с ней, переход в Православие, женитьба на ней, рождение сына Андрея, развод и возвращение в иудаизм, отношение к Баксту властей изменилось. Смена верований не одобрялось ни Православием, ни Иудаизмом. Попав в жернова, Баксту запретили постоянное проживание в столице. И он обосновался окончательно в Париже, посещая Россию лишь изредка.

Он оформляет Дягилевские «Русские сезоны», что приносит ему мировую славу.  Он создал спектакли: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танее­ва и М. И. Глинки (1909 г.), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г.), «Жар-птица» Стравинского (1910 г.), «Карнавалу» (1910 г.),  «Нарцисс» Черепнина (1910 г.), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г.), «Синий бог» Р. Гана (1912 г.), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г.), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912),  «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г.), «Игры» (1913 г.), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г.), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г.), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г.).

Для балерины Анны Павловой Бакст создает декорации и костюмы к спектаклям «Восточная фантазия» (на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913 г.) и «The Big Show», поставленном в 1916 году в Театре Ипподром в Нью-Йорке.

В 1914 по ходатайству снова графа Д. Бенкендорфа, Леон Бакст выбран членом Российской Академии Художеств. Это давало ему право опять жить в Петербурге.

Самое интересное, что Леон Бакст сильнейшим образом повлиял не только на театральные костюмы, и декорации, но и на моду и дизайн вообще. В частности, разрезы женских платьев(это его разработки античных костюмов), женские тюрбаны, цветные парики (синие волосы впервые надела в свет Ида Рубинштейн).

И принты для обычной одежды с геометрическими и национальными рисунками тоже впервые придумал и разработал Леон Бакст. Для этого он даже отправился в путешествие по Западному побережью США  изучать искусство индейцев в резервациях Калифорнии и Великих равнин: керамику, тиснение по коже, покрывала, ковры.

На костюмах для балета «Нарцисс» Бакст выстраивал в строгом порядке концентрические круги с контрастным горохом внутри. В «Пизанелле» - треугольники, в «Дафнис и Хлое» - ромбы и шахматная клетка, в «Садко» - полумесяцы. В «Жар-птице» геометрию образовывали трафаретные птицы и звезды. Бывало и наоборот: Бакст мог выкладывать из простых фигур изображения животных, арабески, целые миниатюры. 

Использовал художник и русские мотивы. Узор с малороссийских вышивок рубашек стал на эскизах фоном, жостовские цветы – наоборот, вышли на первый план, лишившись черного задника, как и хохоломские лебеди и листья рябины

«В каждом цвете существуют оттенки, выражающие иногда искренность, иногда чувственность и даже зверство, гордость и иногда отчаяние, - полагал Бакста. – Художник, знающий, как получить от этого пользу, подобен дирижеру оркестра, способному одним взмахом палочки привести все в движение и извлечь тысячу звуков, не сделав ошибки». 

В 1924 году Лейба Розенберг (Леон Бакст) скончался от отека легких в Париже.

Художник, театральный критик Мстислав Добужинский говорил так о Баксте:

«Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды — сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».

Владимир Казаков

 

Фото ok.ru facebook.com



Другие новости


Олег Морозов: И снова о коленопреклонении...
Евгений Жаринов: И Жан-Поль в этой картине встаёт за всех за нас!
Свободу политическим заключенным в Эстонии и Литве!

Новости портала Я РУССКИЙ