Выставка одного предмета: ваза Художественно-промышленной школы им.Н.Ф.Фан-дер-Флита

Выставка одного предмета: ваза Художественно-промышленной школы им.Н.Ф.Фан-дер-Флита

25/11/2017 14:30

Псков. Псковский музей-запведник, Владислава Вишневская для AP-PA.RU Сегодня представляем, возможно, единственную вазу из керамической мастерской Художественно-промышленной школы им.Н.Ф.Фан-дер-Флита 

 

Ваза десятых годов ХХ века из керамической мастерской Художественно-промышленной школы им.Н.Ф.Фан-дер-Флита  

Художественно-промышленная школа, названная именем Н.Ф.Фан-дер-Флита, была открыта в 1913 г. в центре Пскова, рядом с Поганкиными палатами в здании, построенном по проекту Н.Н.Клименко. Идея создания этого учебного заведения, а также значительная часть средств на её осуществление принадлежали Николаю Фёдоровичу Фан-дер-Флиту (1840-1896), директору Русского общества мореходства и торговли, выдающемуся деятелю Псковского земства. Согласно воле завещателя, в школе были открыты отделения мозаики, керамики и художественной обработки стекла с прекрасно оснащёнными мастерскими. Здесь, под наблюдением опытных преподавателей, учащиеся имели возможность получить общее художественное и профессиональное образование. Керамической мастерской в 1914-1919 гг. руководила А.Я. Брускетти-Митрохина (1872-1942), выпускница Московского училища живописи, ваяния и зодчества, имевшая к тому времени практику работы на Императорском фарфоровом заводе. По мнению её ученицы, А.А.Лепорской (впоследствии известного мастера фарфора), «Брускетти обладала выдающимися педагогическими способностями, давала связь искусства, истории и жизни, стремилась научить пониманию природных выразительных средств, заключенных в самом материале, подвести к самостоятельным открытиям – таким, например, как удовольствие «тянуть» форму кувшина на ножном гончарном круге».

Школа существовалавсего десять лет. В экстремальных условиях революции и гражданской войны работа мастерских приобретала утилитарный уклон. Изделия учеников, в том числе керамической мастерской, выпускавшей «продукцию» небольшим тиражом, пользовались спросом у населения и продавались. Известно, что это была керамика бытового назначения -миски, бокалы, чернильницы, вазы,покрытые коричневой и тёмно-зелёной поливой. Долгое время считалось,что ни один предмет до нашего времени не сохранился.

Однако,в 1988 годув ленинградской квартире наследников бывшего преподавателя школыА.И.Тарана, руководившего мозаичной мастерской в 1914-19 гг., была обнаружена ваза красной глины, покрытая тёмно-зелёной поливой, привлекшая внимание своей простодушной выразительностью. Сделанная на гончарном круге, она дополнена ручной формовкой – двумя лепными ручками. Расширяющееся кверху тулово завершается волнистой линией, напоминающей лепестки мака. В пользу предположения, что эта  ваза - весьма редкое и, возможно,единственное изделие керамической мастерской Псковской художественно-промышленной школы, свидетельствует следующее. Во-первых, совпадение с имеющимися описаниями керамики мастерской. Во-вторых, отмеченная особенность – простодушная выразительность, наводящая на мысль, что автор вазы – ученик, а не зрелый мастер. В-третьих – сам факт хранения её в доме одного из преподавателей школы, где ранее, по утверждению владельцев, имелась точно такаяже, позднее разбившаяся, ваза. Основательность этого предположения подтвердил и один из учеников школы, А.Ф. Эглит, которого удалось отыскать в Риге. Последний даже назвал имя предполагаемого автора вазы (имеющей теперь инвентарный номер Псковского музея -21868) – своего однокурсника Якоба Дранде.

 

Старший научный сотрудник художественного отдела Салтан Н.И.


Другие новости


Выставка одного предмета: письма с фронта
Выставка одного предмета: костяные накладки XII века из раскопок в Пскове
Выставка одного предмета: Прижизненный портрет Наполеона в собрании псковского музея

Новости портала Я РУССКИЙ