Убийственная рецензия на стихи Пушкина данная современником

Убийственная рецензия на стихи Пушкина данная современником

14/01/2022 10:24

Москва, Георгий Каюров, NEWS.AP-PA.RU Жесткая критика поэмы А. С. Пушкина профессором Богдановичем в 1829 году.

 

Прежде предложу критику современника А.С.Пушкина, профессора университета П. Богдановича

Характер и значение поэмы «Руслан и Людмила», автора А.С. Пушкина

Критика писана в 1829 году для темника-хрестоматии «Важнейшие темы»

"Поэма-сказка «Руслан и Людмила» имеет много недостатков. 

Во-первых, она представляет некую смесь русских народных сказаний с вымыслами навеянными, чтением малолетним Пушкиным Ариосто – это хорошо прослеживается в описанной сцене боя Руслана с Рогдаем; увлечение Пушкиным сказками Шахерезады – внесло свои мотивы в поэму, что видно из описанного интерьера замка Черномора; у неугомонного, горячего сластолюбца Парни, Пушкин копирует образы грешниц – появляющиеся в поэме откуда ни возьмись Девы-смаковницы.

Во-вторых, изображение предметов, за исключением пролога, не отличается русским национальным характером.

В-третьих, поэма страдаем отсутствием определённой идеи и определённых характеров. Это смесь сцен всевозможных планов; грустных (Владимир у спящей дочери), ужасных (бой богатырей), (Людмила в руках Черномора), страстных (Ратмир у Дев), забавных (Фарлаф падающий в ров) и прочие. Характеры обрисованы слишком общими чертами: Фарлаф – труслив, Рогдай – воинствен, Ратмир – изнежен, Людмила – шаловлива.

Тем не менее, поэма понравилась современникам и возбудила горячие споры в литературе. Она обнаружила талант Пушкина. Избрав сказочную форму, Пушкин изображает все то, что роилось в его молодой фантазии, и изображает с одинаковой легкостью и непринужденностью самые разнообразные предметы: и характер Людмилы, и спор Руслана с головою, и их бой, и наслаждения Ратмира.

Благодаря лёгкости преподнесения материала вся поэма явилась рядом интересных картинок, вполне понятных для большинства читателей.

Вторая причина успеха поэмы заключается в новизне избранной Пушкиным формы, которая случайно явилась настоящей сатирой на строгость ложноклассицизма.

В самом начале эпический тон поэмы нарушен скандальной сценой похищения; героиня сравнивается с курицей, похищенной у влюбленного петуха; она визжит и заносит кулаки; она, как безумная, бегает по саду, решается топиться и не топиться, уморить себя голодом – и преисправно ест, Фарлаф падает в ров, положительный герой Руслан ничего умнее не придумал, как держась за бороду Черномора, летает под облаками.

Эта поэма имеет мало общего и с новым направлением, внесенным к нам Жуковским: чудное явление в ней лишь как повод к шутке. Некоторые места ее представляют даже насмешку над тем, что так ценилось романтиками: Фин за свое постоянство в любви приобрел расположение беззубой старухи. Ратмир, вместо двенадцати спящих дев, попадает к двенадцати прелестницам.

Хотя эта поэма, вообще не отличаясь серьезным характером, не заключала в себе серьезного противодействия ни ложноклассицизму, ни романтизму, но и слабое противодействие ее в свое время было полезным".

Публикация Георгия Каюрова


Другие новости


 Наталия Ерменкова: Обращение к писателям всего мира
Группа народного шансона поет про Пятую колонну
 Александр Тихонов объявил бойкот США и потребовал от них покаяться за бомбежки более 30 стран

Новости портала Я РУССКИЙ