02/12/2019 00:03
Омск, Владимир Вольвач, NEWS.AP-PA.RU Нет доверия – нет власти, и неважно, что там написано в конституции. Вот почему, как только начал снижаться рейтинг Путина – залихорадило всю систему власти.
Сколько себя помню, день Конституции всегда ассоциировался с 5 декабря. Это был день Советской Конституции. Потом, когда он переместился после 1977 года на 7 октября, ассоциация закончилась.
Думаю, что не открою большой тайны, если скажу, что сегодня немногие помнят, что 12 декабря – день Конституции в РФ. Не государствообразующий, скажем так, праздник, и к тому же не является выходным днем.
А это очень серьезно в России: не выходной день – значит, и не праздник вовсе.
Тем не менее, подходящий повод к тому, чтобы порассуждать о том, уважаем ли мы свой Основной Закон, да и вообще, знаем ли мы его. И если совсем по гамбургскому счету – нужен ли он нам? Живет же Британия без конституции, и - ничего.
В СССР, как известно, Конституция не была рабочим инструментом: это был, скорее, символ и идеологический артефакт, но при этом в течение всей истории советского государства власть придерживалась основных заповедей своего основного закона.
Никто не скажет, что право на труд, например, или основные социальные блага – на образование, здравоохранение, жилье, закрепленные в конституции, не реализовывались на практике.
Сегодня у нас Конституция прямого действия, то есть можно обратиться в Конституционный суд и требовать отмены того или иного решения власти. И таких прецедентов – множество.
С другой стороны, этот суд не только не признал законным указ президента Ельцина № 1400, но и, если процитировать заключение, установил, что указ «служит основанием для отрешения Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина от должности или приведения в действие иных специальных механизмов его ответственности в порядке статьи 12110 или 1216 Конституции Российской Федерации».
Ну и что, много это помогло для соблюдения законности?
Но дело даже не в этих отдельных заковыристых местах из современной истории России. В конечном итоге, всякая конституция – это главный документ о природе власти той или иной страны. Вот о природе власти и хотелось бы поговорить.
Все современные либерал-демократические государства, закрепившие приоритет закона над решениями власти, являются государствами ДОГОВОРНЫМИ. Это тип государства, сформулированный Руссо и Локком, предполагает государственное устройство, как результат договоренности между гражданами и государством.
Отсюда и западное понимание демократии – европейские граждане управленцам во власти ДОВЕРЯЮТ право реализовывать ту или иную программу действий. А дальше – целая композиция разных институтов контролирует, насколько эффективно выполняется программа и не пора ли менять коней на переправе.
В России за всю ее тысячелетнюю историю в национальном самосознании сложилась иная структура доверия – у нас граждане управленцам ДОВЕРЯЮТ быть властью.
Если несколько упростить – в избирательном процессе европейцы обсуждают кандидата во власть с точки зрения того, способен ли он реализовать то, что обещает. У нас иное – обсуждается, «нашенский» ли кандидат, можно ли ему доверять, как человеку или нет.
Исходя из этого, в нашей Конституции прописывать те или иные полномочия органов власти – дело неблагодарное, потому что нельзя заранее предсказать, насколько будут пользоваться доверием общества люди в этих органах, а это значит, нельзя спрогнозировать будут ли они властью или так, формальными назначенцами на потеху россиянам.
Самой яркой иллюстрацией этого является история с рокировкой Путина и Медведева – переместившись в премьерское кресло, Путин обладал большей властью, чем Медведев, ставший верховным правителем по конституции РФ. Спроси сейчас любого – кто дал команду на вооруженный отпор грузинской армии в 2008 году? Правильно, Путин!
А ведь верховным главнокомандующим в это время по конституции был Медведев.
Из всех государственных институтов за последние 20 лет положительным рейтингом доверия (то есть, когда количество доверяющих превышает количество недоверяющих) обладает только институт президентства. У правительства и Государственной Думы столь же устойчивый отрицательный рейтинг.
И это фиксируют все наши три основные социологические службы – ВЦИОМ, Фонд общественного мнения и Центр Левады, ведущие соответствующий мониторинг с 2000 года.
Нет доверия – нет власти, и неважно, что там написано в конституции. Вот почему, как только начал снижаться рейтинг Путина – залихорадило всю систему власти, вот почему вопрос о транзите власти в 2024 году предстает такой тяжелой проблемой. Хотя вроде бы в конституции прописаны все необходимые механизмы…
Сегодня более, чем когда-нибудь ясно, что нынешний Основной Закон не отражает реалий современной политической системы, и поэтому является очень плохим регулятором взаимодействия общества и государства. Изменять нужно и основной закон, и саму систему, сближая их позиции – только так можно сделать государство более эффективным, а общество – более свободным для развития.
Владимир Вольвач,
Омск.
Фото с сайта spektr.press