Протоиерей Всеволод Чаплин: Про смерть и общество

Протоиерей Всеволод Чаплин: Про смерть и общество

08/01/2020 00:09

Москва, Протоиерей Всеволод Чаплин, NEWS.AP-PA.RU Но из истории прекрасно известно: настоящей властью, по большому счету, считается только та, что может распоряжаться жизнью человека.

 Многие современники отвыкли от мысли о том, что государство может предать человека смерти. Но из истории прекрасно известно: настоящей властью, по большому счету, считается только та, что может распоряжаться жизнью человека.

Похоже, в Америке это прекрасно понимают — как и, например, в Китае, где расстреливают коррупционеров, или на Филиппинах, где казнят торговцев наркотиками. В Европе от такого понимания слепо отказались — и власть там вряд ли считается достойной «конечного» уважения, а потому оказывается бессильной перед волнами наглых мигрантов.

Страх — особенно страх смерти, — как ни говори, продолжает оставаться сильнейшим защитным механизмом общества. Это не всегда хорошо. Но во многих случаях без страха обойтись не получится — ведь, как мы с вами знаем, греховный человек вовсе не так уж «хорош». 

Нравится это кому-то или нет, но общество, где никто не умирает насильственной смертью, быстро теряет страх и даже динамизм.

Известен эксперимент, поставленный этологом Джоном Кэлхуном: популяция мышей, помещенная в идеальные условия, где было чисто и тепло, имелось достаточно пищи и условий для размножения, а главное — животные не гибли насильственной смертью, — быстро вымерла. Многие мыши отказались от спаривания и размножения, начали эгоистически «заниматься собой», предавались гомосексуализму, пожирали детенышей.

Вам это ничего не напоминает? Да, люди — не мыши. Но многие законы, положенные Творцом для животных, проявляются в человеческом организме и в обществе. И то, что Бог не позволяет людям бесконечно жить сытой и спокойной жизнью, — не так уж случайно. И не обязательно плохо. 

Земная смерть — это не конец, а лишь начало. Душа человека бессмертна. После окончания нынешней жизни она предстает перед Богом и дальше пребывает в Его Царстве — или вне такового.

Когда раскроются все плоды наших слов, мыслей и поступков — а это может произойти и через века, — мы все воскреснем вместе с нашими телами, пусть не такими грубыми, как сейчас. И придем на окончательный Божий суд.

Для кого-то он будет началом новой жизни, для кого-то — вратами вечного осуждения. «Все, находящиеся в гробах, — говорит об этом Христос, — услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28-29). 

Помнить о смерти нужно — чтобы войти в жизнь. Кончины стоит страшиться — но только для того, чтобы быть готовыми к суду. Смерти на земле не избежишь — но у того, кто верует во Христа и исполняет Его повеления, есть надежда войти в блаженство сразу же после конца временной жизни.

С этой надеждой и будем воспринимать смерть вокруг нас и приближение нашей собственной кончины. Не станем ни бегать от нее, ни тешить себя иллюзией бесконечности нынешнего состояния.

Будем глядеть смерти в лицо с трезвенным умом — и с молитвой ко Христу, открывающему двери Неба.

Протоиерей Всеволод Чаплин

Фото с сайта ngnews.org            


Другие новости


Протоиерей Всеволод Чаплин: Логичное последствие точечных ликвидаций – точечные ликвидации
Протоиерей Всеволод Чаплин: О феминопацифизме
Протоиерей Всеволод Чаплин: Вот так дербанят Сербскую Церковь

Новости портала Я РУССКИЙ