Оксана Селиванец: Русское чудо или невероятные гастроли Галины Улановой в Лондоне

Оксана Селиванец: Русское чудо или невероятные гастроли Галины Улановой в Лондоне

21/07/2020 00:05

Москва, Оксана Селиванец, NEWS.AP-PA.RU Величие Улановой в том, что она в наш жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые человеческие чувства — добро, правда, красота.

 

 

 

 

Отдельного упоминания в биографии Галины Сергеевны заслуживают Лондонские гастроли в знаменитый Ковент-Гарден в 1956 году. В самый разгар Холодной войны это было событием мирового масштаба.

Импресарио Виктор и Лилиан Хоххаузер прорвали железный занавес и впервые после знаменитых «дягилевских» сезонов представили миру балет, получивший с тех пор название Большой. Билеты на все выступления были раскуплены задолго до их начала.

Примечательно, что эти легендарные гастроли могли бы не состояться из-за шляп! Где-то за две недели до гастролей советская спортсменка-легкоатлетка Нина Пономарёва была задержана за кражу пяти шляп в универмаге на Оксфорд-стрит. Непонятно было, зачем ей понадобились эти довольно заурядные шляпы!

Тем не менее, спортсменка была арестована, а посольство СССР немедленно выразило свой протест против этого. Еще через день вышло письмо артистов Большого театра, в том числе Галины Улановой, в котором весь инцидент был объявлен провокацией, и было сказано, что, пока скандал не будет улажен, Большой театр в Лондон не приедет, опасаясь повторения подобных провокаций.

На следующий день все газеты вышли с кричащими заголовками: «Большой театр не приезжает!!!» Для зрителей и организаторов это была трагедия.

Буквально за восемь-десять дней до начала гастролей, при содействии директора Королевского оперного театра Дэвида Уэбстера, проявившего чудеса дипломатического маневрирования, и к огромной радости обеих сторон скандал был улажен.

Но труппа уже совершенно очевидно запаздывала. Буквально за два дня до первого спектакля вся труппа — танцовщики, актеры, обслуживающий персонал — только села в самолет, чтобы лететь из Москвы в Лондон. Лайнер вылетел в 6.30 утра, в 3 часа дня он был на пути к посадке.

Хотя эта проблема решилась благополучно, но вылетевшую в Лондон труппу Большого ожидали погодные неприятности. Аэропорт Хитроу не смог принять их борт из-за сильного тумана, и самолет вынужден был совершить посадку на другом аэродроме в 80 километрах от Лондона. Но была единственная проблема — этот аэродром был американской военной базой!

Артистам было строжайшим образом запрещено покидать самолет в течение нескольких часов, пока за ними не приехали автобусы, на которых их благополучно доставили в Лондон.

Можно представить психологическое состояние и степень физической усталости артистов после всего напряжения предшествующих недель, перелета, ожидания в аэропорту и дальнейшего переезда в Лондон. Они, безусловно, были очень измучены.

Галина Уланова, выходя из автобуса, прятала лицо, прикрывая его платком. До первого спектакля оставалось менее двух суток.

Следует отметить, что вопреки стереотипам о временах Холодной войны, артисты Большого театра не получали тогда никакого особого инструктажа по поведению за границей, свободно перемещались и спокойно общались с поклонниками.

Репертуар этих знаменитых гастролей включал в себя «Жизель», «Бахчисарайский фонтан», а также балет «Ромео и Джульетта» в постановке Леонида Лавровского. Британская сторона отнеслась к идее показать Шекспира на исторической родине с большим воодушевлением.

Ветеран британской балетной критики Клемент Крисп вспоминает об этом событии: «Объявление было сделано в июне, гастроли были назначены на октябрь, а билеты должны были поступить в продажу в августе. За три дня до назначенной даты вокруг театра в Ковент-Гардене люди начали вставать в очередь.

А Ковент-Гарден в то время был еще фруктово-овощным и цветочным рынком. Теперь рынок перевели в другое место, но тогда вся площадь была уставлена лотками с фруктами, овощами, цветами — и почти круглые сутки запружена людьми: ночью туда приезжали грузовики с товаром, то есть жизнь там не затихала ни на минуту.

Очередь растянулась на всю небольшую Флорал-стрит, сбоку от театра, где тогда были кассы, и очень скоро вытянулась и на рыночную площадь. Многие мои друзья стояли в этой очереди.

У нас была программа гастролей, мы знали, что мы хотели посмотреть: «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», конечно же, «Ромео и Джульетту», где танцевала Уланова — да, в общем, всё!

Но при всем желании посмотреть балет Большого театра, я решил для себя: нет, проводить дни и ночи в этих очередях я не буду. Еще и потому, что погода стояла отвратительная: холодно, сыро, просто невыносимо!

И эти отважные души — я знал многих в этой очереди — кутались в плащи, укрывались пластиковыми дождевиками, питались в ужасных забегаловках, которые были открыты всю ночь для рыночных торговцев. Там был чай, был кофе, был ужасный жирный завтрак из жареных сосисок, жареного хлеба, яиц и бобов — всего того, чего лучше бы избегать.

Я решил для себя, что я не готов полностью разрушить свою жизнь, к тому же я работал. Я пришел туда в пять утра в день продажи билетов. В очереди стояли сотни, если не тысячи человек. Все было прекрасно организовано — если ты хотел отойти поесть или в туалет, тебя отпускали минут на пятнадцать-двадцать. Все это сильно напоминало военные времена.

И вдруг я вижу знакомого, который предложил мне два билета в партер, избавив меня, таким образом, от трех суток бессонных ночей и испорченного желудка. Я был на седьмом небе от счастья!»

Ажиотаж был колоссальный! Люди на спектаклях стояли в проходах между рядами, сидели перед оркестровой ямой, практически свисали с балконов.

Это был триумф! Триумф советского классического балета! А гастроли в Лондоне были неразрывно связаны с именем великой и неповторимой балерины Галины Сергеевны Улановой, исполнявшей заглавные партии в балетах.

«Я плакала от счастья…»

На премьере «Ромео и Джульетты» присутствовали такие знаменитости, как Лоуренс Оливье, Вивьен Ли и Марго Фонтейн. По подсчетам критиков, овации длились девяносто минут! Дамы в бриллиантах и мехах, мужчины в смокингах толпились у сцены, неистово аплодируя, закидывая артистов на сцене цветами. Они не хотели расставаться с Улановой.

Пресса, описывая спектакль на следующий день, захлебывалась от восторга: «экстраординарное зрелище, гениально, необыкновенно, божественно! Мы увидели «это чудо», что зовется Улановой, и этот шедевр советского балета»… А ведь на тот момент Улановой было уже за сорок!

Прима-балерина Королевского театра Марго Фонтейн со слезами на глазах описывала свои эмоции от спектакля: «Это магия. Теперь мы знаем, чего нам не хватает. Я не могу даже пытаться говорить о танцах Улановой (самая титулованная балерина в истории отечественного балета — прим. переводчика), это настолько великолепно, что я не нахожу слов…

Движения ее так совершенны, так плавны и мягки, что в них незаметны переходы. Друзья рассказывали мне о Павловой и ее стиле. Сама я Павлову не видела, но наблюдая Уланову, я понимаю, о чем мне говорят. Конечно, ее нельзя скопировать, но у нее можно учиться».

Английские критики находили для Улановой самые восторженные сравнения и слова. Арнольд Хаскелл после ее выступления в «Ромео и Джульетте» писал: «Уланова, подобно Павловой, совершает чудеса перевоплощения, передавая глубокие эмоциональные пласты в материи танца.

Уланова обладает всем — бесподобной техникой, полностью скрытой за формой непринужденного плавного танца, прекрасным интеллектом и великолепной эмоциональностью. Она не просто балерина, царящая на сцене. Она — подлинная Джульетта, чью судьбу мы переживаем».

Публика была в экстазе. Она была восхищена всем ансамблем Большого театра, но по отношению к Улановой это походило скорее на благоговение.

Чтобы описать степень восторга английской публики от танца Улановой следует описать один курьезный случай, случившийся после окончания «Жизели». На этом спектакле присутствовала королева Елизавета. По сложившейся традиции королеву зрители встречали и провожали стоя, молча ожидая, когда она займет свое почетное место или покинет зрительный зал.

В тот раз королеву встретили, как и положено, но после спектакля публика, находясь в экстазе от увиденного, бросилась к сцене, напрочь забыв о королеве. Покидала театр королева незаметно для всех.

Для искушенной западной публики открылся советский балет, бережно сохранявший традиции классического танца. Он стал настоящей сенсацией, показав изумленным иностранцам богатство русской культурной традиции.

Бывшая прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская, которая известна современному человеку по нашумевшему и скандальному фильму «Матильда», к описываемым событиям уже жившая на Западе, писала с нескрываемой гордостью:

«Я плакала от счастья… Я узнала прежний балет. Это был тот самый балет, который я не видала более сорока лет. Душа осталась, традиция жива и продолжается…»

Леонид Лавровский в своей лекции об Улановой вспоминал о ее необычайном успехе в Лондоне: «Когда Уланова вышла после последнего спектакля из театра, на моих глазах как бы возникли страницы из далекого прошлого, когда поклонники актеров выпрягали лошадей из коляски, впрягались сами и неслись по улицам Петербурга или Москвы.

Сейчас лошадей нет, ходят автомобили. Уланова прошла к машине, которая ее ожидала под охраной полиции, потому что было такое количество людей, что полицейские должны были ее провожать.

Когда она села в машину, зрители не дали завести мотор и так — на холостом ходу — Уланову привезли в отель».
Гастроли 1956 года оставили неизгладимое впечатление в душе британской публики.

Несмотря на сложную мировую обстановку, а ведь на тот год пришлись потрясения Будапештского восстания и Суэцкого кризиса, Советский Союз смог триумфально заявить о себе с той позиции, которую сейчас называют «мягкой силой». И, судя по словам импресарио Лилиан Хоххаузер, ожидания обеих сторон оправдались:
— Мы все чувствуем себя лишенными от того, что закончились эти невероятные гастроли. И уже не можем дождаться, когда снова и чем скорее, тем лучше — Большой театр вернется в нашу страну.

«Самая высокая высота в искусстве»

Среди учеников Галины Сергеевны Улановой множество людей, ставших прекрасными артистами и педагогами, многие из которых и по сей день продолжают сохранять и передавать молодым поколениям артистов балета то классическое наследие, которое несла в своем творчестве Галина Сергеевна.

Об учениках Улановой написано много книг, снято множество фильмов. Можно назвать несколько имен, знакомых каждому человеку, хоть немного интересующемуся историей русского балета. Это Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Светлана Адырхаева, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Надежда Грачёва, Алла Михальченко, Нина Семизорова, Николай Цискаридзе, Марина Колпакчи, Ида Васильева, Ольга Суворова…

Уланову как педагога знают и за пределами нашей страны, — она также работала с солистами Парижской оперы, Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести.

Творчество Галины Улановой было отмечено многочисленными наградами. В 1951 году она была удостоена звания Народной артистки СССР. В 1957 году была награждена Ленинской премией, являлась четырежды лауреатом Сталинской премии 1941-го, 1946-го, 1947-го и 1950-го годов…

В конце 2004 года в Москве открылся музей-квартира балерины Галины Улановой на Котельнической набережной – филиал Государственного театрального музея имени Бахрушина.

«Почему Уланова?» — как-то спросили президента комиссии международного танца ЮНЕСКО Бенгдта Хеггера, когда балерине открывали памятник в Стокгольме.

«Галина Уланова — это самая высокая высота в искусстве, — ответил он. — Она не просто блестящая балерина — в мире много блестящих. Ее величие в том, что она в наш очень жестокий век, как никто другой, показала нам, как прекрасны простые естественные человеческие чувства — добро, правда, красота». Те качества, которые так хочется видеть и на сцене, и в жизни.

Начало здесь: http://news.ap-pa.ru/news/i6726-oksana-selivanec-russkoe-chudo-galina-ulanova.html

 

Оксана Селиванец,

 

артистка Театра «Кремлёвский балет».

 

 

Фото с сайта labirint.ru pinterest.de facebook.com



Другие новости


Оксана Селиванец: Русское чудо - Галина Уланова
Оксана Селиванец: ХХ век Ольги Лепешинской. Окончание
Оксана Селиванец: ХХ век Ольги Лепешинской

Новости портала Я РУССКИЙ