Елена Фрумин Ситникова: ... А царь то, ненастоящий! Сериал об Иване Грозном

Елена Фрумин Ситникова: ... А царь то, ненастоящий! Сериал об Иване Грозном

02/12/2020 00:10

Торонто, Елена Фрумин Ситникова, NEWS.AP-PA.RU Создателям фильма доставляет особое удовольствие показать, как грязна, труслива и жестока Россия. Вся - от последнего смерда до самой верхушки элиты

 

 

Четыре вечера потратила на просмотр сериала «Грозный». Уж больно ярко его расписывали в анонсах.

И костюмы, мол, там прекрасные, и декорации совсем исторические, а об актёрах и говорить нечего. В общем, по всему выходило, что скоро нам покажут шедевр.

Ну что ж, показали. Костюмы, действительно, богатые. Одного меха пошло - на целый магазин шуб хватит. Декорации тоже были недешевые, надо полагать.

Про сам фильм могу сказать следующее: когда сценарий плох, а режиссёр, судя по всему, мечется и не знает, что с этим сценарием делать, фильм гарантированно не получится. И ни костюмы, ни декорации, ни даже талантливые, а местами гениальные актёры не спасут.

Что мы увидели в этом расползающемся неловком повествовании?

А увидели мы параноидального царя, который то спит с бабами, то молится (и молитвы эти, видимо, не без авторского умысла, выглядят как продолжение паранойи).

А время от времени вдруг вскрикивает громко и бежит лично пытать предполагаемых изменников. Иногда он даже своей царственной рукой кое-кого убивает. Этим он занимается на протяжении всех восьми серий без перерыва на руководство страной.

Вокруг царя - бояре. Очень мутный народец. Интригуют и подбивают друг друга на измену. Вот прямо сидят за столом, как когда-то интеллигенция на кухнях, и размышляют, как бы им царя извести.

А ещё эти бояре жгут, рубят саблей, секут кнутами буквально всех людей во всех населённых пунктах, куда их заносит нелёгкая государева служба.

Всех их объединяют бороды, кафтаны и полная неясность режиссёрской задачи. То есть до такой степени, что бывает трудно отличить одного боярина от другого. Кажется, что это один, а присмотришься - совсем другой. Подумалось, а может, им таблички вешать, как участникам каких-нибудь конференций. И будет написано: Воротынский, Старицкий, Репнин, Оболенский и так далее.

Ведь фамилии красивые, жалко, что пропадают. Хорошо, конечно, что некоторых актёров из-под бород можно было узнать, но большинство так и исчезли неузнанными.

Персонажи в фильме все время куда-то пропадают. Или появляются ниоткуда.

Вот родился у царя ребёнок. Это ещё когда царь молодой был и его играл Александр Яценко.

И царь рад, и молодая жена рада, и всё вообще хорошо. И вдруг- бац - и как-то незаметно ребёнка топит в реке нянька. Прямо зритель моргнуть не успел - а уже утопили. Потом какое-то время идут поиски няньки, потом царь зачем-то душит её вместо того, чтобы узнать, нафига она такую гадость сотворила. А ещё через пару сцен царь уже играет в шахматы с двумя малышами лет семи-восьми. И мы с изумлением узнаём, что это дети царя.

Откуда они взялись, почему нас ставят перед фактом? Что было в прошедшие годы? Об этом мы не узнаем.

Ну и дальше действие катится примерно, как телега, плутающая ночью в незнакомой местности. То в болото угодит, то в кювет свалится.

Любимую жену царя лютые изменники травят ядом. Причём процесс проходит буднично и постороннем глазу незаметно.

Идут какие-то бесконечные интриги. А о чем речь - вообще не очевидно.

Все - грязные, коварные, злобные, жестокие и беспринципные.

А сцена смертельной драки в тюрьме ради спасения собственной жизни между отцом и сыном Басмановыми, за которой царь Иван с «гримасою какой-то изуверской» наблюдает и хлопает меланхолично в ладоши, показывая себя истинным садистом, вообще находится за пределами добра и зла. И как ни талантлив Сергей Маковецкий, игравший царя в старости, даже ему не удаётся оправдать все прихотливые извивы сценарной и режиссёрской мысли.

В перерывах между садистскими забавами, заговорами и молитвами, случаются войны. Тоже внезапные и непонятно по какой причине возникшие. Что на экране выглядит как длинные и натуралистические сцены всеобщего махалова и рубилова. Во все стороны летят головы, руки, ноги и иные человеческие фрагменты. Опять же кто и за что бьется - неважно. Главное, больше ада!

Видимо, создателям фильма доставляет особое удовольствие показать, как грязна, труслива и жестока Россия. Вся - от последнего смерда до самой верхушки элиты.

Совершенно непонятно, как при таком чудовищном зверстве и всеобщем предательстве Великий государь, как называл его Алексей Толстой, умудрился увеличить площадь своей страны чуть ли не вдвое, как не выродился весь народ на подведомственной ему территории, и с какой стати Русь стали называть Третьим Римом.

Очень странно, что сериал «Грозный», выродившийся в неумелую и тенденциозную русофобскую поделку, снят теми же людьми, кто делал сериалы «София» и две части «Годунова». Я не историк, но в тех трёх фильмах были характеры и связное изложение исторических процессов.

В «Грозном» я этого не увидела совсем. И можно быть уверенным - если какому-то не перегруженному знаниями юноше придёт в голову поинтересоваться отечественной историей и ему покажут этот «исторический» фильм, любви к родной стране в его душе точно не прибавится. Потому что как можно любить страну, построенную на принципах жестокости и предательства?

В общем, не знаю, хотели ли «как лучше», но получилось как всегда.

Надежда на качественный художественный продукт, тем более на важнейшую тему отечественной истории тает, как утренний туман.

Что не может не печалить.

Ох, как же нам нужна цензура! Или хотя бы худсоветы. Да и аудит, наверное, не помешал бы. Кстати, бюджет фильма по какой-то причине держится в секрете.

Елена Фрумин Ситникова

Фото с сайта rg.ru


Другие новости


Елена Фрумин Ситникова: Кристмас по-канадски. Полиция, штрафы, стукачи...
Елена Фрумин Ситникова: Памяти Жванецкого
Елена Фрумин Ситникова: Эта чума идёт по планете твёрдой поступью

Новости портала Я РУССКИЙ