Дмитрий Епишин: Кино про Грозного или улёт от реальности?

Дмитрий Епишин: Кино про Грозного или улёт от реальности?

04/12/2020 00:05

Москва, Дмитрий Епишин, NEWS.AP-PA.RU Уже если фильм берет на себя гордое название исторического сериала, то авторы не должны позволять себе такие улеты от реальности. 

 

 

Посмотрел сериал «Грозный», хотя знакомые отговаривали. Мол, работа неважная. Некоторые даже позволяли  себе грубые слова в его адрес. Но я посмотрел. Мало ли кто чего скажет. К кинокритике я совсем никакого  отношения не имею и это хорошо. Выскажу свое мнение как рядовой кинозритель, никому из авторов фильма  ничем не обязанный.

Начну с того, что у рядовых зрителей  впечатление о фильме формируется как о товаре, начиная с его внешнего  качества. Как при покупке нового  автомобиля. Обращают  внимание не только на его  характеристики, но и  на царапины и свойства отделочных материалов.  

Вот и здесь все начинается с «отделочных  материалов». Когда в первой серии князь Владимир Старицкий  упрекает своего  пасечника в том, что тот «развел мед сахаром», сразу охватывает разочарование. Сахар то  в ту  пору в мире уже существовал, но на Русь он стал завозиться не при Иване Грозном, а почти на сто лет позже. 

Такие мелочи неприятно бьют по доверию зрителя  к авторам фильма. А если зритель не  увидел у  царевых  опричников  их отличительных знаков -  метлы и собачьей головы, то его разочарование начинает укрепляться. Таких моментов по сериалу разбросано достаточно, но обратимся к содержательной части.  

Динамика формирования личности Иоанна Васильевича также порождают вопросы. Авторская версия  заключается  в том, что довольно милый молодой человек постепенно ожесточается под влиянием схватки  с боярами и в конце концов  превращается  в изверга.  

Правда, показан единственный сюжет из его тяжелейшего детства, который дает понять,  что предпосылки  тирании завязались с  его ранних  лет.  

Но сюжета этого недостаточно для описания тех причин, которые  заложили  в характере Ивана черты кровавого тирана. Ведь страх  и ненависть преследовали мальчика  с егопервых  лет. Отсюда и ожесточенность.  Он никогда  не было милым  молодым  человеком  и об этом  сохранилось множество  документов.  

Об этом говорит и заключение комиссии министерства культуры СССР, которая  в 1963 г вскрыла  царскую гробницу и подвергла экспертизе  останки  царя  и  его сыновей. Комиссия обнаружила в костях  царя и его старшего сына Ивана присутствие  ртути, которое превышало норму в 2600 раз! Такая передозировка вызывает психические расстройства, начиная  с глубокой депрессии, кончая неудержимыми  приступами буйного гнева.

Причины передозировки  не совсем ясны, но выдвигались предположения, что царя умышленно или неумышленно лечили ртутными настоями, которые приводили к отложению ртути в костях.

Романтичная  любовь  Иоанна с первой  женой Анастасией подана  в духе современных мелодраматических   романов. Пусть авторы  меня простят, но  я не могу  поверить в шуточные  побеги  царя  с женой от  охранников  и  их совокупление в  зарослях на берегу реки. И  уж просто  вызывает смех их занятие любовью, когда царица сидит  на муже в позе всадницы. Причем, к такой позе склонна не только  Анастасия, но и  вторая жена  Мария Темрюковна.  Похоже, это любимая поза  авторов, но в византийской Руси, скованной цепями религиозно-моральных догм, это кажется немыслимым.  

Да, о существовании бесстыдных «срамных девок» на  утеху простолюдинам хорошо известно, но и  тут  отсутствуют «позы  всадницы» или прочее европейское  наваждение. В качестве  иллюстрации  может служить   одна из  версий  убийства  Грозным  своего сына  Ивана. По этой версии царь застал  невестку  в  ее покоях неподобающе одетой  (в легкой  рубахе)  и начал бить посохом. 

Вступившийся за жену сын  попал ему под горячую руку. Эта версия поддержана рядом  крупных историков, но  сейчас  речь не о ее достоверности. В  любом случае, она опирается на реальные  нравы  царского двора  того  времени.    

Вообще,  в фильме присутствует много материала, типичного для ходульных детективов. 

Одна только история с княгиней Старицкой, матерью Владимира Старицкого, якобы стоявшей за отравлением Анастасии, вызывает оторопь. 

Уже если фильм берет на себя гордое название исторического сериала, то авторы не должны позволять себе такие улеты от реальности. 

Нет в исторических хрониках такого сюжета. 

Да, смерть Анастасии была весьма похожа на отравление, но злоумышленники не найдены и до сих пор не известны.

Зачем же высасывать из пальца выдумки, когда жизнь Грозного и без того была полна самых драматических событий? 

Из этого упрека вытекает упрек более серьезного свойства: Вы что решили показать, уважаемые авторы, эпоху царя Ивана Грозного, который в жестокой борьбе собирал земли и строил Государство Московское, или марафон дворцовых интриг с разным детективчиками довольно сомнительного качества? 

Нужно умудриться в 8-серийном сериале лишь обозначить на словах взятие Казани, а Ливонскую войну показать в паре совсем скромных эпизодов.   

Это настолько обедняет картину, что возникает вопрос: у Вас с деньгами плохо было? Тогда лучше бы не брались. А уж о кровавых разборках Грозного с Новгородом Великим и Тверью, мы не спрашиваем.  Спасибо, хоть победу в Молодях показали.

Хотя и этот сюжет завален горой  скудоумных выдумок сценаристов. Для  того, чтобы показать, как царь узнал  о планах  Девлет Гирея  идти  на Москву через  Молоди,  выдуман  целый детектив.  Для этого опричник  Лука  попадает  в плен к хану, подслушивает страшную  тайну о маршруте  предстоящего похода, а затем бежит  из плена и докладывает тайну царю. Аркадий Гайдар  отдыхает!

Остается только понять, как русские узнавали о маршрутах других неприятелей, надвигавшихся  на Москву  в  разные  времена. На  самом деле вопросов с маршрутами неприятеля никогда не было.   

Любое войско имеет обоз, который не может двигаться по  пересеченной местности. Оно идет по дорогам, которых тогда было  мало.  Девлет Гирей  шел  по  самой  прямой  и короткой  дороге из Крыма через  Серпухов.  

Отклоняться на  Рязань или Калугу у него не было резона. Обширное поле в  Молодях  находилось на  этой дороге и  само  предлагало  себя для генерального  сражения.  Время  подхода  рассчитывалось по  средней скорости продвижения  конницы, которую нужно было постоянно останавливать  на выпас.

Поэтому вместо детектива можно было сообщить  зрителю, что в  Кремле узнали о надвигающейся беде, когда  прискакали гонцы  из Серпухова и  сообщили, что еще при переправе отрядов  Девлет Гирея  через  Оку  начались первые бои с  русской  пограничной  стражей.

Такое пренебрежительное отношение  к  фактам истории характерно для этого фильма и вопрос  о том, можно ли его назвать историческим сериалом,  встает в полный рост.  

Уж очень он порой напоминает  клеветническую  «залепуху» П.Лунгина  под названием  «Царь», которая   появилась в  2009 году.  Точно  также  как  и П. Лунгин, авторы не  утруждают себя разъяснениями, отчего  появилась Опричнина и какие  цели она  решала. А ведь это был  самый страшный  период  в правлении  Ивана Грозного.

Нельзя  не  сказать об  игре  и режиссуре. С одой  стороны  блестящий актерский состав  во главе  с С.Маковецким  и В.Сухоруковым. С другой -  беспомощная  режиссура на уровне дворовой  самодеятельности.

Авторы  не смогли  передать дух той  жестокой  эпохи, жернова которой с беспощадной неизбежностью  поглощали жизни людей. Даже  сцена отравления  княгиней  Старицкой своих детей не вызывает ужаса. На фоне ее криков и проклятий  потеряно самое главное – смертельный страх  маленьких беззащитных человечков. 

По итогам просмотра фильма хочется сказать следующее.

Я не пожалел времени, потраченного на просмотр сериала. Он дал  мне возможность убедиться  в том, что наш  «сериальный»  кинематограф болеет все теми же  болезнями, которые прихватил в  самом  начале  новой  эпохи  в нашей  жизни.  

Конечно, официальная линия власти на укрепление патриотизма сказывается и на нем. Но как то очень неумело  и нелепо он укрепляется. Однако причинах такого состояния надо писать отдельно

К сожалению, я не увидел в сериале того царя Ивана Грозного, который стяжал Государство Московское,  истерзанный страстями  и болезнями, но не отступавший от выполнения посланной им Богом сверхзадачи – создать великую  православную  державу.  

Дмитрий Епишин

Фото с сайта rambler.com

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Другие новости


Дмитрий Епишин: Что хочет Навальный?
Дмитрий Епишин: В Европе грядет паспортизация или сегрегация?
Дмитрий Епишин, Клуб 20/12: Единый план развития экономики дает новые надежды

Новости портала Я РУССКИЙ