Наталья Переверзева: Отставая на шажок от актуальности. Памяти Андрея Сапунова

 Наталья Переверзева: Отставая на шажок от актуальности. Памяти Андрея Сапунова

18/12/2020 20:18

Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU Сейчас часто говорят о "Машине", как о голосе поколения. Нет, это неверно и не правда. "Воскресенье" было голосом того времени.

 

С очевидностью того, что я жила в каком-то другом СССР, который иногда описывают некоторые мои современники, я уже смирилась. Дело субъективное, понятно. И лишний раз спорить не хочется, но есть вещи, явления и люди, о которых мне необходимо высказаться по принципу - тогда я, если никто другой.

Кроме того, упоминая и перефразируя классика в очередной раз- "А я всё помню, я был не пьяный". Не оправдываясь в очередной раз, но я не в маразме и тоже кое- что помню.

Группа "Воскресенье". Магнитоальбом "Кто виноват?", который вышел в 1979 году, состоявший из двух частей - первой авторства Алексея Романова, вторая часть - авторства Константина Никольского.

До провинции это дошло не сразу, немного погодя, в годах 81- 82 и произвело настоящий фурор и ажиотаж, и было настоящей сенсацией, говоря сегодняшним языком. Современных средств коммуникации тогда не было и медиапространство технически функционировало по-другому, всё переписывалось просто от магнитофона к магнитофону. И на это нужно было время.

Скудности в оснащении магнитофонами советских домохозяйств, кто бы что не утверждал, не было. Они были почти в каждом доме. И у нас был "Маяк-24". Я выросла в нормальной семье, без диссидентства, Галича у нас не было. Так же не было и того, что называлось "бардовской песней". Это просто мимо было.

Был Высоцкий, и западная рок музыка, доступная в то время. Начиная от "Pink Floyd" и заканчивая "Slade". Да и папе "The Beatles " нравились. Ключевые слова - старший брат и его компания. Нормальные ребята, политех.

Вспоминаю всех очень тепло. Отношение к русскоговорящему року советского периода, зная западные аналоги жанра этого музыкального направления, было, мягко говоря, скептическое. Что не удивительно.

Второстепенность, прямое подражательство и повтор во всём при сравнении. От "Цветов" и Градского, заслуженных хиппи ЦК КПСС, меня тошнит до сих пор. Извиняюсь, если кого обидела. Но слов из песни....

И вдруг "Воскресенье". Это мы сейчас знаем - Никольский, Романов, Сапунов, в своём классическом составе. А тогда ещё нет, кто это? Но понятно стало сразу - это то, что по качеству, несмотря на все недостатки, в нашей среде было вполне конкурентноспособно с образцами. И это звучало повсюду. Во всех домах. В походах, на вечеринках, в динамиках выставленных из окон во дворах.

Не по радио и не по телевизору. И это было настолько другое и отличное от "Машины времени", которую пихали по радио, показали по "Голубому огоньку" , "Машина", которая каталась с гастролями по всему Союзу и присутствовала во всех фестивалях якобы рок музыки.

А если кто помнит, это означало признание официозом и легитимность. Что бы Макаревич сейчас не рассказывал. Слышно "Машину" было, да, бумажный пыльный пакет вторичности на творчестве заметен был тоже.

"Воскресенье" - это было внезапно, оглушительно и полуподпольно. И эффект абсолютного и молниеносного проникновения во все щели повседневной молодёжной среды был потрясающий и безоговорочный, и я это хорошо помню. В нашем областном драмтеатре даже спектакль был оформлен музыкой "Воскресенья", что по тем временам было довольно смело и афронтом, но означало безусловный успех.

И кто из вас до сих пор не помнит почти наизусть "Музыканта", " Я ни разу за морем не был.." или "Ветерок". А что-то из Гребенщикова помните слёту? Вот то то и оно. Сейчас часто говорят о "Машине", как о голосе поколения. Нет, это неверно и не правда. "Воскресенье" было голосом того времени.

Но, а потом произошло то, что произошло. И это уже история русского рока. Или русскоговорящего рока советского периода. Там в определениях есть разночтения, но это не тема моего поста. Именно потому, что существовало "Воскресенье", я считаю очень несправедливым и неправильным, когда говорят "русский говнорок". А вы слышали когда -нибудь выражение "российский говнорок"? Нет. Не задумывались почему?

Вот эти трое навсегда это оспорили. И наличие в русском роке альбома "Кто виноват?" для меня соразмерно по эффекту и по влиянию на историю и существование русской рокмузыки, сравнимым разве что с влиянием на англоговорящую рок музыку, с появлением там в 1972 году "Machine Head" DP. Кто в теме, тот поймёт.

А вот не надо ухмыляться!

Сами посудите. Учитывая то, что альбом "Воскресенья " сделан буквально на коленке.

Что было у западных рок музыкантов всегда и чего не было у наших никогда в то время. Все это знают, но тем не менее.

Итак:

1. Полное отсутствие такого института, который играет очень важную роль в становлении каждой западной рок группы- продюсерства. В западном продюсерстве -это в основном хорошо образованные музыкально и технически люди.

Да, определённо несовершенные морально. Но это не главное там, и даже мешает. Люди определённых качеств характера. Олицетворение профессии музыкального продюсера западного образца Фил Спектор сидит пожизненно за умышленное. Но в истории западной музыки это имя останется навсегда. Я не сравниваю, и не призываю уподобляться, поймите меня правильно, но всё же. Как факт.

2. Такое же полное отсутствие в Союзе юридическо-правовой базы для создания рок -группы, как базы бизнеса индивидуального предпринимательства и как следствие не функционирования финансово -налоговых отчётностей.

Ну не было этого в Союзе по понятным причинам. С этим и связана полуподпольность всей концертной деятельности наших рокмузыкантов, что ставило всегда под удар и творчество и само существование. И не посадили бы тогда Алексея Романова.

Как бы да кабы. Это из гипотетики причитаний. Про идеологическую полулегальность даже не говорю. Вроде есть, а вроде нет. "Воскресенье " некому было поддерживать. Это Градский рассказывал в статье с интервью на смерть Андрея Сапунова, как он лоббировал группу "Машина времени" через Надежду Пахмутову в Союзе композиторов (легко находится в сети и непонятно, какое это имеет отношение к Сапунову) , но группу "Воскресенье" лоббировать было некому. И их как -бы не существовало.

3. И третье "полное отсутствие " - серьёзной литературной специальной поэтической среды, музыкальной профессиональной критики, своих профессиональных журналов с информацией, авторов и клубов хороших фанатов - а это очень много для поддержки творчества. Но нет, не было.

Только глуповатый Артем Троицкий и заглушеный Сева Новгородцев. Вот такое было время. Хотя характеризовать это время, как начало русского рока оснований нет. Он уже имел историю.

4. Четвёртое - техническое оснащение и обслуживание. Насколько отличалось техническое оснащение западной, любой рок группы, начиная от гитар и звукозаписывающей аппаратуры и заканчивая самой организацией концертов упоминать даже неприлично. Но, опять же, такое мол, время было. Были пара административных имён, но это не делало погоды.

Исходя из этого, конечно, сравнение западной рокмузыки и русской рокмузыки того времени напоминает высказывание - а вот при Сталине не было интернета. По сути - так же. Но помнить об этом необходимо, когда в очередной раз услышите - русский говнорок.

Я не упоминаю множество имён знаменитых российских рокмузыкантов, это не значит их умаления нисколько. Но в связи с этим же, я не буду упоминать и некоторых российских современных рокмузыкантов, усердными стараниями которых мы иногда и слышим это слово- "говнорок". Имена у всех на слуху. Нужно их называть?

Да, я знаю, что в записи альбома группы "Воскресенье" "Кто виноват?" принимали непосредственное участие замечательные музыканты Кавагоэ, Подгородецкий и Маргулис. Это техническая сторона дела. Но творческое значение и успех любой рок группы - это яркая индивидуальность фронтмэна, интеллектуальный уровень и высота градуса таланта по мере наполнения выдаваемой музыкальной продукции. Грубо говоря - если бы не было Ринго Стара и Джоржа Харисона, то был бы кто-нибудь другой. А если бы не было Пола, Джона и Эпштайна - не было бы "Битлз". Всё очень просто.

В "Воскресенье" образца 1979 сошлись три звезды - Никольский, Романов, Сапунов. И выдали "голос времени". Что было до этого и после, уже фон.

Мнимая и мифологическая конфликтность Константина Никольского - ну да, можно впоследствии накатать целую книгу авторства Сергея Мирова про "Воскресенье " и не упоминать Константина Никольского по имени, а только как ТКНН (тот, которого нельзя называть), и так всю жизнь. Вообще- то на западе в том варианте закона об авторских правах, который существует, в силах Никольского было бы хорошо так прикрутить краник и той же "Машине времени", которая могла в то время игнорировать факт композиторского знакомства с ним. Тут я не буду пересказывать то, что легко ищется в сети.

А вечные упрёки троим из классического легендарного состава "Воскресенья" по поводу апполитичности и отстранённости от актуальной политики страны и судеб Родины- "Sex Pistols" и "The Clash"  тоже те ещё ниспровергатели и крушители устоев! ), в том же упрекали АС/ DC и лично Бона Скотта. Где тот пистолз, а Бон Скотт даже после 43-х лет со дня смерти один из самых лучшых фронтменов в истории рокмузыки. Творчеством занимайтесь, а не дешёвым трындением про "прогибание под изменчивый мир". Впрочем, кому это я морализирую?

А вот они все вместе. Чего, чего, а в озлобленности, хамстве и глупости никто из них замечен не был. Те, которые не разочаровывали. Меня лично во всяком случае.

Наталья Переверзева,

Австрия.




Другие новости


 Наталья Переверзева: Его борьба. Богомолов. Театр и Манифест
 Наталья Переверзева: Австрийские ковидные хроники
Наталья Переверзева: Рецензия Н.К. Крупской на спектакль В.Э. Мейерхольда

Новости портала Я РУССКИЙ