Инна Харитонова: Бура и вата/Голова из ваты/Ватное дело

Инна Харитонова: Бура и вата/Голова из ваты/Ватное дело

30/12/2020 10:58

Москва, Инна Харитонова, NEWS.AP-PA.RU Если бы не призыв Сталина «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» в газете «Правда» 28 декабря 1934 года, их бы так и не производили.

 

 

В канун нового 2021 года выявили новый вид мошенничества. Продажу современных ватных игрушек под видом старинных. Интерес к этому виду елочных игрушек не ослабевает. Когда все вокруг китайское, хочется обладать по-настоящему памятной вещью, вещью с историей и ценностью. У советской ватной игрушки история была очень короткой, поэтому современная стоимость стала очень высокой.

 

Безобразный обычай

Мода украшать елки в России появилась лет двести назад после выхода книги сказок Гофмана. «Щелкунчик и Мышиный король» со всеми своими «елка засияла, дети ахнули и замерли» заставил шире смотреть на убранство елки.

До этого традиционным было украшение цветами. Обычно использовали 33 красных и белых цветка по количеству лет жизни Христа. Или вовсе не украшали. Позже елочные наряды, как правило, были привозными импортными или самодельными: из дерева, бумаги или ваты.

Сегодня сохранных экземпляров ватной дореволюционной игрушки осталось не так уж много. В основном, продаются довоенные и послевоенные игрушки московских и ленинградских артелей. Которых тоже не так уж и много.

«Елка – поповский атрибут» находилась под запретом с 1923 по 1934 год. Например, в 1927 г. журнал «Юный натуралист» публикует статью со стихами «Вред рождественской елки»:

Скоро будет рождество –

Гадкий праздник буржуазный,

Связан испокон веков

С ним обычай безобразный:

В лес придет капиталист,

Косный, верный предрассудку,

Елку срубит топором,

Отпустивши злую шутку...

В таких условиях производить елочные украшения было просто немыслимо. Если бы не призыв Сталина «Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!» в газете «Правда» 28 декабря 1934 года, их бы так и не производили.

Уже на следующий день «Правда» советует читателем, как «организовать заготовку елок, закупку игрушек и украшений». Все рынки Москвы торгуют елками, фигурными пряниками и марципанными фигурами.

Елочных наборов почти не продается. В городе одна стеклодувная артель «На Суворовской» (позже фабрика «Иней»). Игрушек она делает мало, шары отличаются большим весом и стоимостью.  Отсюда логичное решение – наладить производство ватной игрушки из огнеупорной ваты.

За дело берутся три артели – ленинградские «Промигрушка» и «Изокульт», московская «Елочная игрушка».

У каждого руководителя артелей на столе лежит «Пособие для партийных и комсомольских ячеек» с подробными указаниями. Среди рекомендаций – пятиконечная звезда, фигурки тракторов вместо шаров, алые варежки Деда Мороза против белых перчаток и много чего еще. Этот дресс-код праздника и всех связанных с ним атрибутов продержится много лет.

 

Мальчик с портфелем, девочка с комом снега

Тракторов сделали не много. В основном, ватные игрушки изображали людей. «Мальчик с портфелем», «Девочка на санках», «Трубочист», «Лыжник», «Дворник», очень много разновидностей поваров.

Позже Цех игрушки фабрики «Детская книга» налаживает выпуск животных как дополнение к книгам. Вот игрушка лягушка, а к ней слова: «Лягушонок-малышонок, что читаешь – покажи! Что ты видел, что ты слышал, что ты знаешь – расскажи!». Игрушка «Стрекоза и муравей» к одноименной басне.

Сотрудник Краснопресненского парка культуры и отдыха в Москве Татьяна Гидиримская активно сотрудничает с Комитетом по игрушке. В прошлом выпускница женских курсов в декабре 1936 года предлагает следующие образцы: лягушку, гнома на лягушке, пингвин, девочку в желтой шубке, девочку в синей шубке, девочку с комом снега, пеленашки.

В январе 1937 вторая партия игрушек: Снегурочка, ненец, Красная шапочка, паук, стрекоза с гномом. Любопытны резолюции. Снегурочку допустить, у ненца исправить название игрушки, Красную шапочку тоже допустить, но исправить руки.

Артель «Культпром» из Свердловска в 1938 году расширяет ассортимент до 45 изделий. Это фрукты, ягоды, звери, птицы, персонажи сказок и деды-морозы размером от 25 см до 1 метра. Игрушки модернизируют. Мастер артели тов.А.Русаков отрабатывает изготовление ватных украшений на гипсовых формах. В таблице с нормами заготовок шесть столбцов: название животного, ноги передние, ноги задание, рога, хвост, диаметр проволоки.

Фабрика Куйбышевского райпромтреста в Москве здорово удешевляет процесс, придумывая (копируя с немецких) игрушку-пеленашку – младенчик, завернутый в конверт или одеяльце. Это вам не игрушка «О.Ю.Шмидт с белым медведем устанавливает флаг на Северной полюсе», где масса мелких деталей, а просто личико в вате, обернутое креповой бумагой. Этих пеленашек сейчас сохранилось больше, чем каких-либо других ватных игрушек.  

«Удешевить» было главной целью производителей. Например, сотрудница столичной артели имени Шаумяна  тов. Андреева «Нашла остроумный способ делать из отходов пуговицы для кукольной одежды с помощью дырокола».

Дальше мастера использовали, кроме самой ваты, буру и крахмал, головки создавали из мастики и канифоли. Артель «Парижская коммуна» масштабно объединила вату с бумагой.  В 1940 году появились первые игрушки из прессованной ваты. И здесь уже можно говорить, по сути, о конце классической ватной игрушки, активно производившейся около шести лет.

После войны основными ватными игрушками были подставочные фигуры – Деды Морозы, Снегурочки на пластиковой/пластмассовой основе. Кто их только не делал! От фабрики «Ленигрушка» и воронежского завода «Химпродукт», до артели инвалидов «Победа» из Ярославля.

Наиболее ценные послевоенные предметы, это серии из героев сказок, которые необычайно тонко воплощала художница Мария Шепелева в 1950-60 гг. Работы Марии Апполинарьевны часто копируют, выдавая за оригиналы.

 

Монтажная проволока

Бум современной ватной игрушки – явление объяснимое. При минимальных затратах на материалы, получается предмет стоимостью от 400 рублей и выше. Плюс ностальгия. Плюс пандемия и удаленка, которые также «развязали» руки умельцами. У стремящихся осваивать новые техники образовалось масса свободного времени. Можно неспеша ругаться на форумах из-за способов производства лиц и рецептов клейстера.

Желающие покупают видео мастер-классов, посещают подобные очно. Приобретают в строительных гипермаркетах проволоку и клей, деревянный погонаж для подставочных фигур, в аптеках вату определенной марки, в универсаме фольгу. В канцелярский магазинах – краски. Существуют примеры семейных предприятий. Ватные игрушки крутят даже артисты.

В столице появилась первая в стране мануфактура, объединившая мастеров ватной техники, художников, дизайнеров и мультипликаторов. Цель простая – возродить ремесло, создать новый национальный сувенир и, ни много ни мало,  предмет инвестиции. На мануфактуре проводят экскурсии, обучение. Авторские работы можно подержать в руках и рассмотреть в деталях.

Какими бы прекрасными не были ватные игрушки современных мастеров, они, как фальшивые воздушные шарики из анекдота, почему-то не всех радуют. Многие все же предпочитают на своей елке или в коллекции видеть «гнилую вату», чуть наивную, не гладенькую, кривоватую, вместо «причесанных» ярких копий. В этом и смысл любой памятной вещи – ассоциации и связанный с ним дофамин. Поэтому ватная игрушка образца 2020 года когда-то обязательно станет ценностью другого поколения

Инна Харитонова

Фото автора



Другие новости


 Инна Харитонова: Якласс. Исчерпывающие меры
Инна Харитонова: Засыпать камнями. Литература, Переделкино и поклонение пеплу
Инна Харитонова: Священная радость. Кино, живопись, проза, поэзия

Новости портала Я РУССКИЙ