Инна Харитонова: Священная радость. Кино, живопись, проза, поэзия

Инна Харитонова: Священная радость. Кино, живопись, проза, поэзия

07/01/2021 00:06

Москва, Инна Харитонова, NEWS.AP-PA.RU Ласковое умиление, чудесное волшебство, дивное умиротворение и вдохновенная радость возвышаются под суетой и сутолокой Нового года.

 

 

Топ 10 рождественских историй в прозе, стихах, живописи и кинопленке. Или куда шли гусиные поезда, почему Матызик не плакал, а Митрич покупал колбасу и водку.

Предрождественское «дело в движение» застывает с появлением первых одиноких и кротких звезд. Ласковое умиление, чудесное волшебство, дивное умиротворение и вдохновенная радость возвышаются под суетой и сутолокой Нового года.

В Рождество все не так громко. Тишина в душе, тишина на улице. Только звенят рождественские колокольчики на нарядных веночках, скрипит под валенком снег, снежинка, не желая таять, блестит на рукавице.  

«Христос рождается – славите!», – главные праздничные слова, за которыми следует главное веселие года. О том, как провести его с пользой.

 

Иосиф Бродский «Рождество», «Рождество 1963 г.», «Ясли», «25.12.1993»,  «Колыбельная», «Бегство в Египет» 1990, 1995 г./ Борис Пастернак «Рождественская звезда». 1947 г.

Восемнадцатый стих из семнадцатой главы «Доктора Живаго» Пастернака называется «Рождественская звезда» и стройно вмещает все события праздника в хронологическом порядке, даже диалог Марии с пастухами и ангелами. Мария редко у какого автора говорит сама.

Зато у Бродского она поет в «Колыбельной». Бродский предпочитает одной истории много малых. Рождественские эпизоды Бродского короче, но к теме он возвращается постоянно. Второй вариант «Бегство в Египет» датирован за год до смерти поэта: «Мария молилась; костер гудел. Иосиф, насупясь, в огонь глядел». Двумя годами ранее вышло «25.12.1993»: «Что нужно для чуда? Кожух овчара, щепотка сегодня, крупица вечера». Именно настроение чуда щедро даруют читателям оба автора.

 

Иван Шмелев «Рождество в Москве». 1942 г.

Название Шмелев дополняет подзаголовком «Рассказ делового человека» и посвящает текст философу Ивану Ильину и его супруге. На момент создания рассказа Париж, в котором живет Шмелев, оккупирован войсками Германии и Италии. Ильин с супругой Наталией Николаевной в Швейцарии. Никто не голодает. У Шмелева домработница, мед, сушеные бананы, бисквиты, но он все равно изгнанник и посвящает другому изгнаннику свое ностальгическое гастрономическое воспоминание.

С самого начала Филиппова поста, когда через Москву на запад идут «гусиные поезда» (Прим.ред – поезда с гогочущими гусями, живым грузом), до самого Рождества, главным признаком которого являются обозы – «ползет свинина гужом , подвигаются к Москве груды черных и белых поросят». Между гусями и свиньями – блаженный дивный мир дореволюционного ритейла.

Там «пирожок жжет через бумажку»; салями на коньяке; икра, пролитая тузлуком; пожарские котлеты на кружевах, царская ветчина в горошке из Ростова.  И самое главное – звезды: «Вы не знаете этих звезд: они поют. Поют – и славят!».

 

Иван Шмелев «Рождество» глава из романа «Лето Господне». 1928 г.

Раз уж речь зашла о Шмелеве, не обойдется без этого рассказа. Для полноты картины лучше еще прочитать главу до «Рождества» «Филипповки» и главу после «Ледяной дом».  Здесь уже без Мамоны, но все равно есть список продуктов к празднику (три свиных туши, три десятка черных поросят с кашей жарить и белых два десятка  молошничков на заливное).  А еще саночки-щегольки с подрезами, щетка паук, меню Сочельника: чаек с сайкой и маковой подковкой и обязательна сама всенощная, во всем своем волшебном великолепии. 

 

«С тобой меня радует мир», Чехословакия, 1983 г.

Кино, где нет рождественских атрибутов, но на одном из постеров есть пухлый ангел на лыжах с крылышками и стрелами, есть новогодние каникулы, чудесная зима и необычные обстоятельства. Премьера фильма состоялась 1 января 1983 года.

По сюжету трое мужчин собираются в горы кататься на горных лыжах. Сугубо мужское путешествие неожиданно превращается в семейное. Ведь в заброшенную и заснеженную избушку друзья отправятся без жена, но со всеми своими детьми и младенцем по имени Матызик. Легкое, наивное, музыкальное кино для семейного просмотра а для кого-то с небольшой тоской по неудавшимся каникулам в Европе.

 

«Рождественская история», Финляндия, 2007 г.

Фильмов с таким названием много, но, если есть задача растолковать ребенку происхождение Санта Клауса и компании, финская версия особенно любопытна. Фильм совсем не конфетный и рассказывает о сироте Николасе. После гибели сестренки и родителей, мальчик остается в родной деревне, год живет в одной семье, а на Рождество переходит в новую. В благодарность Николас оставляет детям на пороге самодельные игрушки.

В самый голодный год ни одна семья не может взять мальчика к себе и его отправляют в подмастерье плотнику. Кто вырастает из ремесленника и кем вернется Николас в родную деревню, вам, конечно, уже понятно. А детей, конечно, захватывает не только постоянное сопереживание герою и сюжет в исторических декорациях позапрошлого века, но и невероятная картинка первозданной финской природы.

Фильм почти целиком снимался в Лапландии, в местечке Утсйоки. Поэтому здесь реки, горы, леса, льды, снега, птицы, рыбы, животные. Радость глазу и сердцу плюс бонусом объяснение, почему существует традиция дарить подарки.

 

Анатоль Франс «Новогодний подарок мадемуазель де Дусин». 1908 г.

Еще один изумительный в своей простоте и воздушности рассказ про подарки. Коротенькая французская история с совершенно очаровательными деталями. Господин Шантерель выходит из своего дома, чтобы поздравить с Новым годом племянницу семи лет от роду. Господин покупает куклу и неторопливо следует в гости.

Описание куклы и даже шелковой бумаги, в которую она завернута, похоже на соленую карамель. Его хочется отобрать у Анатоля Франса и съесть. Далее в течении получаса происходят события, которые ставят под откровенную угрозу судьбу подарка и религиозную твердость героя. Малышка де Дусин, того гляди, останется без куклы. Но герой прозревает и рассказ кончается прекрасной философией: «Когда дети смеются, она славят Господа!»

 

Йозеф Лада. Книга о художнике.

Чешский художник Йозеф Лада также любил смеяться. Он красочнее и нарядней многих изображал Рождество. «Веселье – половина здоровья», – любимая пословица Лады. Паренек из села Грусицы под Прагой не получил классического законченного художественного образования. Сначала рисовал, как и Илюша Репин, для односельчан за еду и «копеечку».

Потом поехал в Прагу учеником переплетчика и очень скоро стал рисовать для журналов, детских книг, иллюстрировал «Похождения бравого солдата Швейка».

Уехав из Грусиц, Лада будто бы там и остался. Герои его сюжетов оттуда, из детства, полны юмора. Лучшие рождественские работы Лады – это военные и послевоенные рисунки гуашью и подцвеченной акварелью. «Зимние радости», «Ночной сторож», «Три волхва», «Коляда», «Рождественской ночью». Предельно выразительные и теплые.

 

«В тринадцатом часу ночи». Телевизионный фильм-концерт. 1969 г.

В избушке на курьих ножках собирается нечисть и ждет заграничного гостя. Гостем оказывается гномик иностранец, который устраивает так, что компания попадает в студию Центрального телевидения. Обычная история? Нет.

Не каждый «голубой огонек», а это был именно он для празднования 1970 г., снимает Лариса Шепитько. Оператор Павел Лебешев. В ролях – Герд, Папанов, Вицин, Чистяков, Ширвиндт, Долинский, Басов, Балашов. Слишком хороший состав! Видимо, поэтому фильм на экраны так и не вышел. «Слишком хороший» для того времени – плохая рекомендация. Но фильм доступен на многих ресурсах и он незабываем.

 

Николай Телешов «Елка Митрича». 1897 г.

Рассказ написан за год до того, как Телешов переехал на Чистопрудный бульвар и почти перестал публиковаться, нежелая предлагать читателю «пустяковину» и «тусклятину». Купеческий сын Телешов вполне мог прожить без сочинительства, был весьма обеспеченным человеком, но писал как раз про не обеспеченных. По совету Чехова съездил в Сибирь и посмотрел на быт переселенцев. «Елка Митрича» как раз про них.

Есть деревня, есть переселенцы, есть дети-сироты, прибившиеся к пустующим домам деревни. Несмотря на общую скудость, рассказ скорее отрадный. Жену Аграфену Митрич зовет: «Баба», а детишек «Публика».  Для «публики» сердобольный сторож Митрич решает устроить елку «как у богатых людей».

Смета елки для Митрича неподъемна: огарки свечей и 8 конфет! Огарков нет, конфет тоже. Саму елку Митрич рубит в лесу. Чем он ее украсит и как ему поможет колбаса, надо читать.

 

«Эта замечательная жизнь», США, 1948 г.

Стоит предупредить, что в финале этой истории часто плачут даже суровые дядьки. А так это американский фильм без голливудской яркости. Почти спектакль в традициях русской театральной школы по рассказу Филипа Ван Дорен Стерна «Величайший подарок». Драма, созвучная современности. Отца семейства преследует кризис и неудачи в бизнесе. Он страдает, скучает и решает прыгнуть с моста. Но на помощь ему послан ангел.

Американцы обязательно смотрят этот фильм как раз в Сочельник, как мы «Иронию судьбы» 31 декабря. Из черно-белой и раскрашенной версии следует выбирать ч/б. Бонус – музыка композитора Дмитрия Темкина, уроженца Кременчуга, а позже обладателя четырех «Оскаров».

Инна Харитонова

Фото автора, kino-teatr.ru



Другие новости


 Инна Харитонова: Якласс. Исчерпывающие меры
Инна Харитонова: Засыпать камнями. Литература, Переделкино и поклонение пеплу
Инна Харитонова: Бура и вата/Голова из ваты/Ватное дело

Новости портала Я РУССКИЙ