Инна Харитонова: Якласс. Исчерпывающие меры

 Инна Харитонова: Якласс. Исчерпывающие меры

27/01/2021 00:09

Москва, Инна Харитонова, NEWS.AP-PA.RU Как школы вернулись на шестидневку, оказались в «красных зонах» и почему образовательные порталы не платят налоги.

 

 

Неожиданно в субботу ребенок получил «пять» по геометрии, а в воскресенье в родительском чате появилось сообщение, что надо срочно оплатить «ЯКласс». Срочно! Учителю необходимо сдать списки детей. Рассылка требует «активнее использовать приложение». Сами разработчики гарантируют, что «используя «ЯКласс», вы станете успешнее, увереннее».

Льготы

Можно подумать, в воскресенье учителю больше нечем заняться. Тем более всю субботу он отводил детей от митинга.

Три с половиной часа кряду, в свой выходной день, учителя развлекали школьников на все лады в рамках организованных «Образовательных суббот». Что называется, рубрика «Внезапно». Не было никаких суббот – и на тебе – педагогический Шаббат, как тесный союз управления образования и неукротимой политической воли.

Классные руководители требовали отчета от родителей, почему в неурочную субботу (!) ребенок не в школе. Составляли списки присутствующих. Грозно предупреждали, чтобы, куда угодно, только не в Москву. Так дети и бегали не в Москве в мешках, играли не в Москве в волейбол, ели пироги с повидлом, пили чай.

Приглашенный мастер парикмахерского дела прямо в классе вертел девочкам прически и завивал локоны. Мальчикам повезло меньше, они в свои 14 лет что-то уныло вырезали и приклеивали. Старшеклассники вообще решали ВПР.

Все это было не столь интересно, как продуктивно. Ведь субботний визит в школу обеспечивал важную преференцию – право обладать «Сертификатом на получении оценки «5» по любому предмету до 31 января 2021 года. Новой способ аттестации назвали «льготной оценкой».

Субботний сейл «пятерок» действительно привлек много желающих. На митинг никто не поехал. Но остались вопросы. За чей счет играем пьеску? Пироги с повидлом, раздаточный материал для поделок, локоны. Дополнительная двойная оплата для учителей. И, главное, тотальное разрушение системы оценивания знаний. Митинг этого действительно стоит? Пока не понятно. Просто необходимо перестраховаться.

Красная зона

Учитель гимназии на правах анонимности негодует: «Понимаете, что это не разовая суббота. Их уже целый список. Мне повезло, у меня началка (начальная школа), моих детей в субботу не вызывали. Но для всех других… Вот так взять и «отдать» свою выходную субботу. Ради чего я должна?! Ради какого-то там шествия и двойной оплаты часов. В деньгах это какие-то 500 рублей, максимум 1000 прибавки. Хорошо, что меня это не коснулось, иначе я бы даже не знала, как среагирую. И так толком нет выходных».

Откуда им взяться, если поверх первостепенных задач, над учителем довлеет изнуряющая цифровая работа. Один призыв оплаты «ЯКласс»а чего стоит, родители ведь бывают противные, еще спрашивают: «Зачем?». Это сейчас. Весной также было массовое внедрение онлайн-школы «Фоксфорд».

И днем, и ночью директора звонили завучам, завучи учителям: «Тревога! Наша школа вот-вот скатиться в «красную зону». Делайте что-нибудь». Цель – не учить, а выйти из красной зоны в желтую любой ценой.

«Красная зона» никак не связана с вирусом, а только с количеством регистраций/использованием ресурсов на строго определенных образовательных порталах. Представляете масштаб? Кто-то где-то сидит, специально обученный человек, и отслеживает, что, к примеру, школа № 27 вдруг лениво подключается. Надо подтолкнуть звонком в управление образования и дальше.

Давай, школа № 27, жми на педали. Развивай образовательную скорость, не останавливайся на «запрещающий сигнал» родителей. Заставляй их бойчее регистрироваться. Подключайся к цифровым урокам. Пялься в экран, корми офтальмолога, повышай капитализацию чужой частной компании. А если с вовлечением в процесс будут сбои, для педагогов сократятся стимулирующие выплаты – сами виноваты.

Без вариантов

Ведь чем по сути являются резидент «Сколково» «ЯКласс» и похожий на него также резидент «Сколково» и Microsoft «Фоксфорд»? Частными компаниями. Как они и почему именно они стали непреложной составляющей повседневного образовательно процесса, вообще не загадка. С помощью агрессивного административного ресурса. Без вариантов.

«ЯКласс» слепили (я намеренно не использую слово создали) на основе существующей импортной платформы с адаптацией на русский и технологической платформы, написанной еще когда математиком Александром Гуртовым. Кроме того, что Александр Валентинович в 1987 году защитил диссертацию по теме «Разработка методов с средств управления решением алгебраических задач для автоматизированных обучающих систем», о нем вообще ничего не известно.

Столь же мало информации о структуре финансовых вливаний в «ЯКласс». Там калорийный денежный коктейль из займов под льготные проценты, средства от венчурных фондов, неназванных частных предпринимателей, поддержка Фонда развития интернет-инициатив. После – расширение пакета предложений, рост аудитории и вот «ЯКласс» уже резидент «Сколково». Это дает право 10 лет не платить налог на прибыль и НДС. Процесс движется, цифровой ресурс «насыщает образовательную среду».

Кривоватая, по многочисленным мнениям учителей и учеников, программа и, в итоге, корявый продукт стал для современной школы обязательным, как рыбий жир для советских детей. Причем, безо всякого официального одобрения.

18 марта 2020 год Министерство просвещения «рекомендует школам пользоваться онлайн-ресурсами для обеспечения дистанционного обучения».  В списке: «Российская электронная школа», «Московская электронная школа», «Билет в будущее», «Яндекс.Учебник»… «ЯКласса» там нет. Любопытно, что в этот же день 18 марта Минпросвещения фиксирует рекордные 24815 обращений. Большинство из них на тему «правомерности оплаты за использование образовательного контента, в частности программы ««ЯКласс».

Неудобное

Об онлайн-школе «Фоксфорд», конечно, столько не спрашивали. Но, стоит отметить, что ее история похожа на «ЯКласс». Основные вехи. Энтузиаст, начальный капитал, звание «стартапа», инвестиции, развитие, «Сколково». Через год после создания, в 2014 году, компания стоила около 15 млн долларов. При этом у одного из совладельцев даже не было высшего образования.

Платформа удачно выступила в качестве посредника между репетитором и учеником, этакое Авито, только в образовательной среде. Но, опять же таки, по многим отзывам «неудобное».

Вот это все неудобное и нерекомендованное становится для школы вдруг неизбежным. Контрольная – в «Яклассе», тест – в «Фоксфорде». Учителю некуда деваться. «Красная зона». Он просто обязан проводить конкретное количество занятий с использованием означенных платформ. Стимулирующие выплаты и пр. Также, как должен был в свой выходной день выйти на рабочее место. До этого написать в чат, что надо срочно прийти.

Потом еще раз сообщить, что будет оценка «5» всем пришедшим. Потом устал, начал записывать звуковые сообщения. И так до вечера, до утра, до следующего дня. Чтобы по звонкому воскресному утру начать «строчить» заново, теперь про оплату «Якласса».

Блага

Рынок репетиторских услуг каждый год растет, и сейчас составляет около 2,5 млрд долларов. В основной своей массе, это «серые» деньги, которые в кармане учителя по скайпу; учителя, который ходит по ученикам; которого ученики посещают сами.

Цель каждой образовательной платформы сделать эти деньги своими – забрать с противня свои котлеты, отогнать конкурирующих мух. Проценты ставок растут. 10% в год от 2,5 млрд, 15%. Обеспечивать эти цели не так-то уж легко. Но помогают устные указивки школ.

Родители платят, не зная за что, и, наверное, плачут от бессилия. Ситуация из разряда: «Не будут брать, отключим газ». Не решишь контрольную в «ЯКлассе», получишь двойку. Вот учителя и занимаются не своей работой, активно обслуживают интересы частного капитала.

Дети за «пятерочку» сидят пол выходного дня в школе, потому что кто-то другой боится за свой частный капитал. Приняты все исчерпывающие меры по защите капиталов. Использован весь административный ресурс. Учителям не до обучения, выходных, толком, не видели. А ученики понимают, что имеют право на необоснованную «льготную оценку». Так их приучают действовать «правильно» в условиях заданной парадигмы. За пирожок, за оценку.

Посидишь тихо в школе – получишь пять и прическу. Вырастешь, проголосуешь верно – будут «блага». Главное, не отклоняться от курса.

Инна Харитонова

Фото автора



Другие новости


   Инна Харитонова: Общежитие 9/11. Злачное место на Бульваре молодых дарований
 Инна Харитонова: День инея. Гибнет усадьба, где творил великий Грабарь
Инна Харитонова: Засыпать камнями. Литература, Переделкино и поклонение пеплу

Новости портала Я РУССКИЙ