Лидия Шундалова: Пасхальная ночь в Сяндемском монастыре. Окончание

Лидия Шундалова: Пасхальная ночь в Сяндемском монастыре. Окончание

08/05/2021 00:02

Санкт Петербург, Лидия Шундалова, NEWS.AP-PA.RU Жемчужиной архитектурного комплекса стала построенная в 1865 году по проекту Тона каменная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских.

 

Из истории Сяндемской обители

Если просматривать документы, касающиеся основания Сяндемской пустыни, то можно сделать вывод, что не так уж гладко шли дела преподобного Афанасия.

Сначала вроде как и согласились олончане на создание обители «набогомолье о государе и на прибежище себе» в 10 верстах от ближайших деревень в диком лесу.

Но как только подвижник поставил часовню во имя Живоначальной Троицы, организовал восемь келий и распахал пашню под посевы, посыпались от местных жалобы в Новгород архиепископу Пимену «на самоуправство» инока Афанасия.

Всему виной права собственности. Земли формально принадлежали новгородскому архиерейскому дому, к тому же мало кому понравится, если некий чужак начнет наводить порядки в том краю, где все давно устоялось и шло своим чередом.

Похожие проблемы были и у другого ученика преподобного Александра Свирского – Адриана Ондрусовского, основавшего монастырь на Ладожском озере в 20 верстах от места, где подвизался Афанасий.

Вследствие жалоб и клевет пришлось иноку Афанасию возвратиться в Александро-Свирский монастырь, где он принял священнический сан и был выбран игуменом.

В 1577 году священноинок и уже бывший игумен обратился к митрополиту Новгородскому Александру с просьбой на месте своей оставленной пустыни вновь основать монастырь с храмом во имя Живоначальной Троицы и дополнительно отвести этому монастырю земли под пашни. Дозволение он получил.

Отныне новый монастырь владел пашней «по одной версте во все четыре стороны». Кроме того, обитель освобождалась от пошлин в пользу Новгородской Софийской казны.

В трудах и уединении протекала жизнь будущего святого. Согласно церковному преданию, помимо своей немногочисленной братии, которую он наставлял на путь истинный, Афанасий встречался только с Адрианом Ондрусовским, слывшим его давнишним другом.

Своеобразными памятниками этого общения якобы стали кресты, водруженные угодниками Божиими на пути от Сяндемской пустыни до Ондрусовского монастыря.

Последние годы жизни преподобный Афанасий провел в полном уединении на острове посреди Сяндебского озера. Похоронен подвижник на мысу, где была поставлена церковь во имя святителей Кирилла и Афанасия, патриархов Александрийских.

Беды и разорения

Приграничное положение накладывало на новый монастырь особый отпечаток. В Ливонскую войну обитель была сожжена шведами, убиты игумен и братия, правда монахи успели утопить в озере колокола и часть монастырской утвари. Особое покровительство, оказываемое монастырю новгородскими владыками, а также жалованные обители земельные угодья способствовали ее возрождению.

В 1628—1629 годах она снова процветала, заново отстроена Троицкая церковь, хозяйственные постройки, появился скотный двор, правда братия оставалась немногочисленной. К несчастью, строения были деревянными и пожар 1720 года уничтожил все под чистую. Снова пришлось строить и возрождать.

Одно время к обители были приписаны Ондрусовский и Задне-Никифоровский монастыри, но секуляризационная реформа Екатерины Великой поставила монастырскую жизнь в Сяндебе под большой вопрос.

Пустынь была закрыта, но в 1821 году ее приписали к Ондрусовскому монастырю и в этих краях вновь появились монахи. В 1827 году игумен Валаамского монастыря Иннокентий выделил средства для восстановления Сяндемской пустыни.

На Валааме не забывали, что именно их постриженики стали отцами-основателями обителей сурового Олонецкого края.  После многочисленных прошений правительство выделило земли на Сяндебе. Графиня Анна Орлова-Чесменская украсила на свои средства ризницу церкви, а в 1852 году стараниями валаамского игумена Дамаскина обитель получила святыню - икону валаамских чудотворцев Сергия и Германа.

К 1879 году в монастыре проживало 10 человек братии, были и послушники, и трудники, земли монастыря насчитывали 75 десятин.

Жемчужиной архитектурного комплекса стала построенная в 1865 году по проекту Тона каменная церковь во имя святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, у стены которой за правым клиросом и находились мощи преподобного Афанасия Сяндемского.

В 1909 году пустынь была преобразована в женскую. В советское время все имущество монастыря передали совхозу...  А дальше была война и противостояние с вражеской Финляндией, считавшей своими эти карельские земли. И не осталось в Сяндебе ничего, что напоминало бы о существовании здесь монастыря.

Победа над смертью

Ночная пасхальная служба как раскрытая тайна. Ее песнопения – величественный хор славословия победы над смертью. В Карелии, посреди сказки ночи, чувства обострены до предела.

Выход на крестный ход. Температура воздуха колышется около нуля и упорно стремиться упасть в минус. Все вокруг, насколько может охватить глаз, в инее. Белые иголки представляются то колючками, то диковинными цветами. Порою кажется, что вернулась зима и вновь выпал снег. Странные картины рисует воображение. Гранитная пещера с отваленным камнем, женщины в платках, одетые по-крестьянски и густой карельский лес, обрамляющий все действо. 

Год от года переживаешь библейские события Воскресения Христова и всегда как-то иначе, чем было до этого. Холодный ветер играет одеждой. Зябко, огонек свечи в руках дрожит и вдруг погасает.

И ты начинаешь что-то понимать, как будто точка схождения времен проходит через твое сердце. Победа над смертью происходила много раз. И разве победа 1945 не то же самое торжество правды, пусть тогда многие победители и не верили в Бога.

Третья Ленинградская дивизия народного ополчения

Страшное место представляла Сяндеба в 1941 году. Казалось, на небольшом клочке суши меж двух озер не осталось не искалеченного места, повсюду воронки, следы от снарядов. У воды белеют развалины церкви, где можно прятаться, но она же и привлекает внимание противника. Взрывы, взрывы и еще раз взрывы, и нет конца этому ужасу.

Здесь в благословенных местах, отстреливаясь и обороняясь и ценой огромного напряжения сил нанося удары финским войскам, медленно гибла Третья Ленинградская дивизия народного ополчения.

Сначала положение дел благоприятствовало. 4 августа части дивизии овладели деревней Сяндеба, связав 1-ю егерскую бригаду и 5-ю пехотную дивизию противника, что улучшило оборонительные позиции 7-й армии.

Пытались закрепить победу, занять новые высоты, но безрезультатно, все попытки кончались отходом к исходной точке - Сяндебе.

Беда случилась 4 сентября, когда в районе Теряевой Горы осуществила прорыв ударная группировка финнов, и закрепив позиции, стала продвигаться на Олонец. Дивизия оказалась в окружении. Но как раненый зверь, продолжала отбиваться...

Эта боевая единица Красной армии была сформирована на базе нескольких институтов – Холодильной промышленности, Политехнического и Инженерно-экономического.

В основе своей ее бойцами стали вчерашние студенты, выпускники школ, обычные мальчишки и девчонки, некоторые из которых прибавляли себе годков, чтобы попасть на фронт.  Среди них были и испанцы, бежавшие от режима Франко в 1937. Всего чуть более ста человек, и все они погибли на Карельском фронте.

Памяти республиканцев

Интересно, о чем думал в последние часы своей жизни Мартин Пенья, грезил ли он о жарком солнце Испании или вспоминал товарищей, павших смертью храбрых и ушедших в холодную Сяндебскую землю. Он видел остатки обгорелой церквушки, холодную гладь озера и враждебный лес на противоположном берегу, где засели части финнов.

Наверное это плохая идея считать потери, но из 8,5 тысяч бойцов Третьей Ленинградской дивизии народного ополчения, прибывших в июле 1941 года к Олонцу, из окружения вышло всего 320 человек. 

Останки Мартина Пенья нашли весной 2017 года ребята из поискового отряда «Патриот» на территории уже возобновленного к тому времени Сяндемского Успенского монастыря. В гильзе, лежавшей рядом, находилась записка с именем, номером детского дома и именем воспитателя. Вместе с Мартином нашли останки еще 14 бойцов Красной Армии.

Игумения Варвара и сестры настолько прониклась историей испанских детей, что стали инициатором создания памятника «Памяти испанских юношей-добровольцев, павших на Карельском фронте 1941-1944».

Его торжественное открытие состоялась на мемориальном комплексе в деревне Сяндеба 24 июня 2018 года.  На все вопросы, касательно вероисповедания усопших, матушка отвечает просто – «Да они за нас жизни отдали!».

Надо сказать, что имена испанских добровольцев долгое время были преданы забвению. Только сейчас они встают из небытия вместе с фактами коротких биографий. Я часто задаю себе вопрос «Почему?». Почему увековечивают за чужие деньги фамилии, скажем, членов испанской «Голубой дивизии» и порой, забывают о своих, отдавших жизни за наше счастье.

Но нет мертвых у Бога. Победа – эта Пасха верных, и не один расчет и внешний порядок определяют ее.

Начало здесь: Ассоциация Просвещенного патриотизма — Лидия Шундалова: Пасхальная ночь в Сяндемском монастыре (ap-pa.ru)

Лидия Шундалова

Фото автора



Другие новости


 Лидия Шундалова: Юрий Пименов - лирик Страны Советов
Лидия Шундалова: Своя беда
Лидия Шундалова: Прогулка по лабиринту. Остров Крутояр

Новости портала Я РУССКИЙ