Наталья Переверзева: МХАТ или театр жестокости?

Наталья Переверзева: МХАТ или театр жестокости?

18/05/2021 20:53

Вена, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU Поставлено в подражании эстетике фильма Фрица Ланга "Метрополис" и обильно дополнено элементами эротических практик для взрослых в стиле садо-мазо. 

 

Во МХАТе им. Горького завтра, 19 мая, премьера. Правда, не на главной сцене, а на вспомогательной, в так называемом театре чёрное-белое. Постановка Дмитрия Арюпина, без специального театрального образования, но выпускника Московского физ-теха. А чем он хуже художественного руководителя театра? Ничем.

Если вы думаете, что там про "скрепы, православие и народность", как неустанно декларирует нам начальство театра, то "немножко" ошибаетесь.

Спектакль LA LLORONA, если это так можно назвать, это чистый акционизм или перфоманс (разница не существенная), якобы, повествует нам о страшных душевных муках одной мексиканской дамы. Детали - на странице театра. Там отрывок из спектакля, живая иллюстрация к теории Антонена Арто "театр жестокости".

Если вы вдруг прочтёте любой опус под названием "театральная рецензия" или статья авторства современных русскоговорящих прогрессивных театроведов, то без упоминания имени Антонена Арто не обходится ни одна.

Его цитируют сразу же в первом абзаце. Внесение мнимой ясности псевдосмысла направления вектора повествования. С места в карьер. И не удивительно - "теория постдрамы", так заботливо и упорно протаскиваемая на российские сцены, уже хромает на все ноги (я знаю, что их две).

Но неиссякаемы источники европейских театральных идей, потерпевших неудачу ещё при рождении, несмотря на некоторую экспериментальную практику использования там же, на подмостках Европы.

А как известно, развитие современного российского "прогрессивного" театра без европейского отработанного ментального шлака немыслимо. Априори. Так, и только так. Ибо творческая составляющая современных прогрессивных теоретиков настолько скудна, что новое почти невозможно. А если где и пробьётся росток, будет затоптан. И тут теория "театр жестокости " в помощь.

Книга французского театрального деятеля начала 20-го века, Антонена Арто " Театр и его двойник", написана в 1938 году. Вообще всё, что написано Арто, написано им в сумасшедшем доме. Человек, страдавший всю жизнь тяжелейшим психическим заболеванием.

Именно поэтому, трактовка его "теории" может принимать последователями объём когнитивного мусора, выдаваемая за "расшифровку" его умозаключений, в количестве стремящегося к бесконечности.

Попробуй угадай, что там в голове у шизофреника? И всё будет, наверно, правильным и безошибочным. Доказать обратное невозможно.

"Основание системы Арто - отрицание театра в привычном понимании этого явления. Театра, удовлетворяющего традиционные запросы публики. Сверхзадача - обнаружить истинный смысл человеческого существования через разрушение случайных форм. Противопоставление театров: обыденного, мертвого и живого, раскрывающего самую суть бытия, - это и есть демонстрация театра и его Двойника, являющегося на самом деле подлинным Театром.

Термин жестокость в системе Арто имеет значение, принципиально отличное от бытового. Если в обыденном понимании жестокость связана с проявлением индивидуализма, то по Арто, жестокость - осознанное подчинение необходимости, направленное на разрушение индивидуальности.

Жестокость свойственна любому действию, проявление добра - тоже жестокость. «В явленном мире, говоря на языке метафизики, зло остается перманентным законом, а благо - лишь усилием и, стало быть, ещё одной жестокостью, добавленной к первой». В понимании Арто, жестокость -это акт творения." - отрывок из вики.

Да золотник для российских современных "прогрессивных" деятелей театра! И МХАТ им. Горького под предводительством "православного" худрука туда же.

Вообще всё это действо очень сильно похоже на чёрную мессу. Поставлено в подражании эстетике фильма Фрица Ланга "Метрополис" и обильно дополнено элементами эротических практик для взрослых в стиле садо-мазо.

Имеют ли право такие постановки быть - наверно, да. Где -нибудь в подвалах экспериментальных частных маленьких театров ( такие постановки имеют очень узконаправленный спрос и мизерное количество поклонников, это давно известно на западе) или в таких же частных клубах по специфическим интересам, как выражение невнятных творческих опытов и контр и субкультурных современных явлений. Но что ЭТО делает во МХАТе? Не терпится уже и надоело заливать про "православие"? Вопросы риторические.

Голосом Аллбарисны, вкрадчиво напевающей песенку дочери Кристине - " А знаешь, всё ещё будет! А ты знаешь, всё ещё будет!

Наталья Переверзева

Фото Афиша (mxat-teatr.ru)



Другие новости


Наталья Переверзева: Дон Жуан здесь больше не живет?!
Наталья Переверзева: И ещё раз о традициях. Зальцбургский музыкальный фестиваль
 Наталья Переверзева: Его борьба. Богомолов. Театр и Манифест

Новости портала Я РУССКИЙ