Дмитрий Епишин, Клуб 20/12: 22 июня. Время думать головой

Дмитрий Епишин, Клуб 20/12: 22 июня. Время думать головой

21/06/2021 15:48

Москва, Дмитрий Епишин, КЛУБ 20/12 Думаю, гораздо большую озабоченность Сталина вызывала технологическая отсталость войск РККА в сравнении с вермахтом.

 

 

 

Приближается скорбная дата - 80 лет со дня начала Великой   Отечественной войны.

Этот день играет особую роль в нашем сознании. Если День Победы является символом объединения и всенародного ликования, то 22 июня 1941года вызывает множество споров и противоречивых суждений.

Дискуссия вокруг это темы имеет далеко не праздный характер.  Мы постоянно сталкиваемся с опасностью подлога, умышленного или неумышленного увода от сути вещей.

Хотелось бы привлечь внимание к вопросам, которые чаще всего обходят стороной в спорах о начале войны.

1. Сталин, как известно, очень не хотел начала войны, но почему-то существует мнение, что он был озабочен неготовностью новых оборонительных рубежей СССР на западной границе.

Думаю, гораздо большую озабоченность Сталина вызывала технологическая отсталость войск РККА в сравнении с вермахтом. Эта разница была для него очевидной и заключалась в неравных стартовых условиях гонки вооружений с Германией, развернувшейся в 30-е годы.

У Германии уже была высокоразвитая промышленность, унаследованная с времен кайзера, затем получившая помощь от международного капитала, а СССР создавал свой ВПК заново и столкнулся с болезнями роста. Сталин в большой мере пользовался западными технологиями, но упор делал на создании отечественного замкнутого цикла производства. В результате гигантского напряжения сил мы создали больше танков и самолетов чем в Германии. 

Это давало пропагандистам возможность кричать о том, что мы немцев шапками закидаем. Но технологический разрыв мы закрыть не успели. Возьмем характеристики двух главных боевых единиц Второй Мировой войны -  танков и самолетов.

- В небе над Испанией в 1936-37 гг столкнулись немецкие и советские истребители. Немецкие мессершмит-109 были цельнометаллическими, имели мощные моторы и мощное вооружение. Наши истребители И-16 были перкалевыми, имели слабые моторы и слабое вооружение, а также недостаточный потолок. Скорость мессеров была выше.

Еще одна особенность – у мессеров был резерв модернизации.  Вскоре появился мессершмит-110, имевший фантастическую по тем временам скорость - около 600 км. в час.

Ресурс модернизации превосходных по меркам 30-х годов И-16 был исчерпан. Их требовалось заменить полностью на истребители со стандартами 40-х годов.

Сталин знал об этом и советские КБ день и ночь работали над новыми моделями. Эти модели уже появились, но создать в небе массу истребителей, сражающихся на равных с месссерами они смогли только в 1943 г. Это были превосходные Миг-3 и Ла-5. Однако даже во время битвы в Сталинграде немцы еще имели возможность контролировать небо и устроили «воздушный мост» окруженной группировке Паулюса.

Нечто похожее случилось с танками. В основном наши танковые силы состояли из технологически устаревших Т-  26 и Т-29 , БТ. Это были танки с противопульной, а не противоснарядной броней. Современные Т-34 начали производить только в 1940 г. До начала войны успели произвести 1700 шт., но и у них, имелись серьезные недоработки. 

Разведка РККА сумела организовать у немцев закупку основного конкурента нашей «тридцатьчетверки», танка Т-3 и были осуществлены сравнительные испытания на полигоне в Кубинке.   Они оказались не в пользу нашего танка.

СКОРОСТЬ (по шоссе и пересеченной местности):

Т-34 -  54/25 км/час
Т-3 - 67/15 км/ час.

На гравийном шоссе Кубинки Т-3 разогнался на мерном километре до 68 км/ч.

Ресурс ДВИГАТЕЛЯ:

Двигатель «V-2» Т-34 «умирал» после 40-60 часов работы. Это показатель качества производства.
Двигатель «майбах» Т-3 - имел запас моторесурса 400 моточасов. Это тоже показатель качества производства.

Если взять ситуацию в начале войны, то наши Т-34 выходили из строя в первую неделю боев.

Кроме того, у них была плохая обзорность и отсутствовала рация, необходимая для слаженности во время боя.

Новый, технически более совершенный танк Т-34-85, оснащенный мощной пушкой, более современным мотором, рацией и экипажем в 5 человек появился в 1943 г.

-  У РККА критически не хватало транспорта для перевозки пехоты. Заводы ГАЗ и ЗИС не справлялись с производством массы автомобилей, необходимой для хозяйства и армии.  Часть пехоты передвигалась пешком. Позже немалую помощь оказали союзники поставками по лендлизу своих студебеккеров и виллисов.

- Очень важный момент - у нас было мало радийных средств связи.  По старинке делали проводную связь, потому что ее делать проще. Рации –это продукт высокой технологии. Раций не было или не хватало в штабах армейских подразделений сверху донизу, в ВВС и танковых войсках.

Это стало одной из основных причин потери связи с окруженными подразделениями и невозможности переломить ситуацию в первые дни войны. Точно также эскадрильи ВВС и танковые силы, не имеющие связи между собой, уступали немцам в организации боя.

Но, повторю, это были не результаты ошибок в развитии ВПК, а последствия трудностей роста. Эти недостатки последовательно исправлялись и в 1943 г. РККА была уже другой армией. Поэтому Сталин и говорил о «двух -полутора годах, которые нам не хватает».

Трудно сказать, предвидел ли Гитлер успехи развития советской военной техники и именно поэтому напал в 1941 году.  В 1943 это обошлось бы ему гораздо дороже.

Дмитрий Епишин,

генерал-лейтенант СВР в отставке.

 

Фото с сайта facebook.com


Другие новости


Дмитрий Епишин, Клуб 20/12: Театральный Горби никогда не станет бессмертным героем
Дмитрий Епишин, Клуб 20/12: Братская могила российского кино
 Михаил Васьков, Клуб 20/12: Реквием уходящей эпохе или quo vadis, страна? Часть 2

Новости портала Я РУССКИЙ