Игорь Левитас: Кинопропаганда. СССР, США, Китай, Россия...

Игорь Левитас: Кинопропаганда. СССР, США, Китай, Россия...

19/10/2021 00:08

Петах-Тиква, Игорь Левитас, NEWS.AP-PA.RU  Нет непропагандистского кино. Есть кино плохое, есть кино хорошее. Так вот в советское время преобладало хорошее кино.

 

Еще Ильич говорил, что важнейшим искусством является кино. В принципе, с его точки зрения – он был абсолютно прав.

Тем паче, что он имел в виду кино документальное, кинохронику, т.е. то кино, которое является прекрасным пропагандистским материалом.

Прошли годы – хроники практически нет, а документальное кино, к сожалению, мало кто смотрит. Но ведь пропаганда - это вечное. В кинематографе она перешла к фильму художественно, игровому.

Но судя по таблице кассовых сборов, по рейтингу фильмов, в России не все это понимают. Просто не хотят понимать, ибо им на это наплевать. Но начну я не с России. Начну с Китая.

«Военный эпический фильм «Битва при Чосинском водохранилище» продолжил лидировать в прокате материкового Китая 15 октября показали данные информационной сети China Movie Data, передает агентство Синьхуа».

Что же такое битва при Чосинском водохранилище? Это сражение произошло в 1950 году в ходе Корейской войны между силами ООН (подразделения США и Великобритании) и китайскими народными добровольцами. В ходе сражения американским и английским войскам пришлось отступить. А ведь это было одно из решающих сражений корейской воны.

Итог сражения оказался в пользу китайцев: потеря позиций у Чосинского водохранилища фактически означала потерю господства войск ООН над Северной Кореей. Правда, далась победа ценой огромных человеческих жертв. Но подозреваю, в фильме об это не упоминается.

Итак, патриотический военный эпос собрал в последний рабочий день уходящей недели 111,12 млн юаней (около $17,3 млн) общие кассовые сборы фильма составили 4,56 млрд юаней ($710,7 млн.) к пятнице после 16 дней показа.

А что там, в китайском рейтинге на втором месте? На втором месте еще один фильм патриотической тематики «Я и поколение моих родителей». На третьем месте – китайское фэнтези «Проклятие Турандот». А на прошлой неделе третьем был китайский же детский фильм «Маленький консервированный человечек».

Ну, что, поговорим о зашоренности китайского зрителя, о коммунистической пропаганде и прочих глупостях, которыми в свое время пичкали и нас, тогда еще советских зрителей? Или все же попытаемся разобраться?

Кстати, предполагаю, что в США в рейтинге первыми и (впрочем, и единственными) идут американские фильмы. А то, что каждый американский фильм – это великолепный образец классической пропаганды – это наверно, вы и без меня знает. От «Супермена» и «Капитана Америка», до «Спасти рядового Райена» и «Солдат Джейн», не говоря о всяких рембо и прочем бреде.

Получается, что если в СССР, а ныне в Китае, коммунистическая пропаганда, то в США – капиталистическая? А чем они отличаются? Естественно, ничем – просто каждая сторона тянет одеяло на свою сторону. Однако, Б-г с ней, с Америкой. Давайте лучше посмотрим, каков топ самых посещаемых фильмов России.

Эн, нет, никуда мы от Америки не денемся. Вот фильмы, которые возглавляют рейтинг на 8-10 октября, фильмы, получившие в уик-энд самые большие кассовые сборы. На первом месте – «Веном-2», американский фильм. На втором – «Не время умирать» - фильм о Джеймсе Бонде, на третьем – «Семейство Адамс. Горящий тур», тоже, естественно, производства США.

Не буду перечислять дальше – В первой десятке только два фильма не представляют США: японский аниме-фильм «Её заветное желание» и, о чудо, российский фильм, который занимает 9 место – «Нас других не будет».

Но это фильм документальный (помните установку Ильича) и рассказывает о культовой фигуре российского кинематографа – о режиссере Сергее Бодрове-младшем.

А где же российские художественные фильмы? Их что не снимают? Вроде снимают – вон Министерство культуры какие деньги на кино ахает. А Фонд кино? В 2021 году Фонд кино потратит на субсидии на кинопроизводство 1,6 млрд рублей. А где фильмы-то? Впрочем, фильмы есть – я неправ, только вот почему-то они не в топе самых кассовых. Читай – самых популярных, самых смотрибельных.

И вот тут мы подходим к тому, с чего я начал эти заметки – к пропаганде. Её же никто не отменял. Скажите, на каких фильмах должна воспитываться нынешняя российская молодежь? На американских геройских фильмах «империи Марвел?» Или на призерах всяческих фестивалях типа «Левиафана» или «Дылды»?

Почему Китай может создавать свои фильмы, на которые валом валит зритель, и которые противостоят американской пропагандисткой продукции, а Россия не может? Может быть, поэтому весь мир говорит о патриотизме китайцев?

Кто-то восхищается, кто-то констатирует это со злостью, но из песни слов не выкинешь – китайцы являют миру пример патриотизма. Но ведь любовь к Родине не появляется на пустом месте. Её надо воспитывать, её надо культивировать, её надо восхвалять.

И ведь обратите внимание – наибольший интерес в Китае вызывает не просто китайский фильм, а фильм исторический, фильм, повествующий о победе китайского оружия. И не просто победе, а победе над американцами. События того сражения неоднозначны, и для американцев битва считается одной из наиболее славных страниц в истории Корпуса морской пехоты США.

Т.е. удар по американской пропаганде наносится двойной – фильм, как бы заявляет о ложности американского понимания битвы и возвеличивает подвиг китайцев.

А что, не было военных действий в мире, где сталкивались советские/российские солдаты и американские? Были. Почему же в России никому не приходит в голову снять об этом фильм. Может быть, такой фильм не был бы документально точным, но мы же знает примеры американских фильмов, сюжеты которых были далеки от действительности.

Можно снять фильм не о войне. Помните, в 2009 году американский пилот посадил самолет на реке Гудзон? Американцы сняли фильм об этом – «Чудо на Гудзоне». В России в абсолютно аналогичной ситуации (столкновение с птицами) пилот посадил самолет на кукурузное поле.

И что – сняли фильм? Думаю, такого даже в планах нет. Вот это и называется пропаганда и отсутствие оной.

Нынешние и кинокритики, и просто всякая леволиберальная тусовка, очень любят обвинять советское время, советское кино. Мол, сплошная пропаганда. Нет непропагандистского кино. Есть кино плохое, есть кино хорошее. Так вот в советское время преобладало хорошее кино.

Да, были фильмы однодневки, но они шли десятым экраном в сельских клубах. А вот хорошие фильмы… за них зритель голосовал ногами. И рублем.

«Экипаж» - пропаганда? Несомненно. «Пираты ХХ века» - еще какая пропаганда. «А зори здесь тихие», «Калина красная», «Освобождение», «Белое солнце пустыни», «Бег», даже «Москва слезам не верит» - в этих фильмах разве не угадывается пропагандистская составляющая. Есть, да еще какая! Но фильмы-то великолепные. А что сейчас? Разучились снимать? Или просто решили отдать все на откуп американцам.

Вот видите, как у меня в небольшом тексте много вопросов. Да, и не только у меня эти вопросы. Их задают многие. Задают уже давно. Только вот ответов не слышно. Ни от Министерства культуры, ни от «Фонда кино», ни от кого. И это грустно.

Игорь Левитас

 

Фото с сайта Яндекс Дзен.


Другие новости


Игорь Левитас: Вернемся к теме советского быта...
Игорь Левитас: Откуда в обществе взялся образ мальчика-ботана?
Игорь Левитас: У нас в кино других тем кроме НКВД и ГУЛАГа нет

Новости портала Я РУССКИЙ