Игорь Левитас: Откуда в обществе взялся образ мальчика-ботана?

Игорь Левитас: Откуда в обществе взялся образ мальчика-ботана?

24/10/2021 14:47

Петах-Тиква, Игорь Левитас, NEWS.AP-PA.RU Одним из главных постулатов выживания в американском обществе является принцип: «Слабого – толкни!».

 

В американских фильмах, многие герои, вспоминая свои школьные годы, используют слова «ботан». Наверно и в российском обиходе это слово тоже имеет место быть, ибо молодежь старательно копирует западные, особенно американские, образцы.

«Ботан», «ботаник», «нерд» - так презрительно (чаще всего) называют чересчур сосредоточенного на учёбе и, как следствие, ведущего закрытую и отстранённую от шумных тусовок жизнь. Образ ботана — серьёзный очкарик, постоянно что-то читающий и не желающий участвовать в бурной школьной молодости со всеми её маленькими грехами.

И чем чаще я задумываюсь над этим образом, тем больше не нахожу сходство со своей школьной жизнью. Не было у нас, например, в классе «ботанов».

Из мальчиков единственным отличником и медалистом был мой лучший друг Сергей Букин. Он получил серебряную медаль, поступил в МГИМО, был переводчиком Леонида Ильича на арабский, а потом и послом России в Ливии и Ливане. Но назвать его «ботаном»?

Он принимал участие во всех наших пьянках, играл в футбол в розыгрыше нашего дворового кубка (был у нас такой, встречался с девочками – т.е. вел нормальную жизнь советского школьника. Да, он не проводил за этими делами дни и ночи напролет, как мы, но он не выпадал из коллектива. Остальные парни вообще не очень обращали внимание на учебу, но учились прилично.

Да был у нас парень – Гришка Иосилевский – тихий застенчивый еврейский ребенок. Но что бы мы к нему относились с пренебрежением – упаси Б-г. Наоборот, если кто-то из другого класса пытался «достать» Гришку, то сильно рисковал – с нашими ребятами шутки были плохо.

Девочки – были у нас отличницы – но все из нашей компании. Насколько я помню, такое было во всех классах. Может быть наша школа исключение? Кстати, если говорить об образе – то я и был очкарик, постоянно что-то читающий и посему получавший только «пятерки» по литературе.

Были у меня друзья и в других школах, но о третирование таких, кого сейчас называют «ботаном» - лично я не встречал. Может быть, я ошибаюсь.

Но вот что я думаю и опять же не настаиваю на своей версии. Слово это, или точнее отношение к вот таким людям, пришло из США и, на мой взгляд, характеризует менталитет американца. Одним из главных постулатов выживания в американском обществе является принцип: «Слабого – толкни!».

Возьмем советскую школу, очень часто было, (с подачи учителя, разумеется) что сильные в учебе ученики, занимались с отстающими. Конечно, это движение не надо идеализировать, но оно воспитывало определенное отношению к одноклассникам. Вы можете представить себе такое в американской, или в европейской школе? Сомневаюсь.

Не знаю, что нынче в российских школах, но, предполагаю, что такое не практикуется. Если ошибаюсь, то буду доволен.

Со школьных лет в детях на Западе, и больше всего в США воспитывается «культ сильного». Именно сильного, но не умного. Посмотрите, кто герой школы, кумир всех и девочек, в первую очередь?

Школьник-спортсмен, играющий за школьную команду, красавец с накаченными мышцами и мозгами динозавра. Кстати, посмотрите на немецкую пропаганду времен Третьего рейха – сходство удивительное.

Правда, потом, как правило, пути их расходятся. «Мачо», если и попадает в университет, то только для того, чтобы играть за местную команду. После чего выбраковывается обществом. Хотя, почему выбраковывается – нет, он идет в политику. Впрочем, это уже совсем другая история…

Игорь Левитас

Фото  photo.99pix.ru


Другие новости


Игорь Левитас: Почему люди становятся предателями?
Игорь Левитас: Поменяй Фамилию, Эгил!
Игорь Левитас: Мозги - не предмет шопинга

Новости портала Я РУССКИЙ