31/10/2021 20:30
Вена, Наталья Переверзева, NEWS.AP-PA.RU Кого вы собрались побеждать? Русский репертуарный театр? Не победите.
Добралась я до этого документального фильма об актрисе Алле Демидовой авторства киноведа Любови Аркус "Кто тебя победил никто". В поезде посмотрела при путешествиях туда-сюда. На шажок позади актуальности, как всегда.
Кому интересно - этот фильм широко обсуждался недавно в сети, в том числе и моими друзьями. Вот то, что сказано, совершенно справедливо в отношении фильма и то, как представлена там актриса Алла Демидова.
Повторяться в пересказе нет смысла, мнение почти единогласно и спорить с этим трудно. Но всё-таки необходимы пояснения, попытаюсь во всяком случае. Не то, чтобы я хочу заступиться за актрису, она в этом не нуждается, да она и не входит в пантеон моих "любимых актрис", это не заступничество по обязательствам, а только моё мнение.
После премьеры на Первом (на трубе фильм с последующим обсуждением в студии), Любовь Аркус дословно рассказала, что состояла с семьёй актрисы, то есть с ней и её мужем сценаристом Владимиром Валуцким в долголетних тесных дружеских отношениях, и что в последнее время она и её дочь как-бы заменяли ему (и только ему) тепло семейного очага, которого ему так не хватало, компенсацией, что-то вроде эрзац-семьи.
Извините, это говорится публично, при живой вдове Валуцкого Алле Демидовой, героине фильма. А теперь представьте себя на её месте, вам бы это понравилось?
Демидова прожила с Валуцким всю жизнь, плохо, хорошо, досконально знать мы не можем и не обязаны, но по факту при всех жизненных пертурбациях и метаморфозах семейных отношений они остались до конца вместе. Если это не хамство и не оскорбление Демидовой, тогда что это? Более неэтичного высказывания в отношении актрисы себе трудно представить.
И едва скрытую неприязнь, и откровенную не симпатию к актрисе Любови Аркус не заметить невозможно, это явно видно в фильме. Они препираются в открытую, и я поняла, почему актриса не хотела сниматься и длилось это годами. Она знала, что из этого получится. Можно ли её в этом упрекать? В неприятии, в высокомерии, в пренебрежении происходящему?
Я, думаю, нет. То, что актриса Алла Демидова непроста и замкнута - так это не секрет. Так о чём фильм? Об отношении Аркус к Демидовой - а кому это интересно? А ничего другого и не получилось, и мы это увидели.
Да, я знаю (гугл мне в помощь), что у Демидовой и Валуцкого не было безбрежно счастливого, безоблачного супружества - а что у кого-то оно совершенно? Я попыталась почитать о хитросплетениях их отношений, запуталась, и не поняла кто там кому, кто и у кого от него ребёнок есть. Неважно.
Фильмы "Зимняя вишня", "Семь невест...", "Мери Поппинс..." отнюдь не самые любимые мною фильмы, и я их не нахожу шедеврами. Пересматривать никогда не буду. Извините, если кого обижаю. Случайность "Начальник Чукотки", но там в соавторстве.
Я не пойму претензий Любови Аркус на её роль и влияние в жизни Валуцкого. Может быть есть у Аркус на это основания, но мы об этом не узнали, и не всё ли равно?
По факту - он остался с Демидовой, и, если бы я была вдовой, я бы вообще скандал устроила и даме "Аркус" и Первому каналу в лице Эрнста, но Демидова этого делать не будет.
Тогда вопрос в грубой форме - на хрена кинодеятелю ( любому) делать фильм о творчестве и жизни персонажа, которого откровенно не любишь и не уважаешь? А не увидеть это трудно.
Но, о фильме, там есть один интересный эпизод - это тот, где режиссёр Анатолий Васильев (мы все заем кто это, и о его сотрудничестве с актрисой тоже), подводит итог своего творческого и жизненного пути - цитирую почти дословно:
"Это поражение- ни работы, ни учеников, ни настоящего успеха", что косвенно относится и к Алле Демидовой по сюжету фильма, и пытается анализировать причины своих неудач. Это признание. Можно, конечно, всплеснуть руками и по -базарному воскликнуть: - А кто ж тебе, милай, виноват! Но не всё так просто и тема для отдельного разговора.
И я бы не стала об этом писать, если бы после фильма не посмотрела там же, на трубе, интервью с Аллой Демидовой журналиста Николая Солодовникова, которое взято им в рамках его сетевого проекта "Непознер" в 2019 году (если вам интересна Алла Демидова, то рекомендую), где актриса предстаёт пред нашим взором совершенно другим собеседником.
Повторюсь, я не её поклонница и со многим, что она делает и говорит не согласна - но она предстает умным, спокойным, интересным, заинтересованным, с юмором. Ни следа того, что так выпукло показано в докфильме о ней. Совершенно другая творческая личность. Другой человек.
С очевидностью могу сказать, что молодой журналист в одном интервью уделал на раз кинодеятеля Любовь Аркус, годами корпевшей (по её словам) над работой об актрисе. Другое отношение. Никаких "заезженных пластинок" в рассказе о жизни, о её некомпанейкости, высокомерной отстранённости о творчестве и работе, о коллегах, о друзьях, о Любимове, Таганке, Высоцком.
Достаточно открытое повествование о себе, и что показалось мне особенно важным, и ради этого и затеяла свое повествование - я единственный раз за всё время разговоров, длящихся уже десятилетиями, о новшествах с подтекстом "постдрамы" в российском театре услышала ясное, чёткое, связное объяснение тому, в чём Алла Демидова так воодушевлённо принимает участие, включая её сотрудничество с Анатолием Васильевым.
А мы знаем её увлечение и Серебренниковым, и всем, что связано с так называемыми "новыми формами режиссуры", и её почти маниакальную приверженность экспериментальному театру. Мнение спорное, и потом она же его и опровергает, но тем не менее может своё мнения внятно высказать и пояснить.
Оно имеет право быть и расходиться с моим (кого-то оно это интересует?- нет), но как высказывание актрисы такого уровня и значения как Демидова, могло бы послужить мостком к диалогу, которого нет и не предвидится в российском театре.
Только оголтелая конфронтация, нагнетаемая со стороны мнимотворческих "револьюсионеров" и их адептов, ведущая к разрушению. Но она сама навряд ли заинтересована в этой роли, да и жизненная усталость сказывается.
Не цитирую, а пересказываю смысл ею сказанного в интервью - да, ей интересен сейчас не "бытовой, реалистический театр" (так они называют традиционные формы театрального процесса), а эксперименты на этой ниве, как возможная имитация совершенствования творческих устремлений и опытов в актёрском мастерстве в новых формах режиссёрских методов (чем и занимается Васильев, как наиболее опытный и талантливый из них), там спорно про " методы", но это имеет право всё быть.
И ей это самой очень интересно и хотелось бы продолжения, но его по независящим от неё условиям нет.
И запрета на это ни у кого нет и не может возникнуть. Но, одновременно (это комментарий от меня - она же настоящая актриса, и знает, что такое "настоящий театр"), она говорит, что очень скучает по настоящей профессиональной режиссуре, собственной востребованности, театральному актёрскому братству, по атмосфере цельности и смысле театральной работы, и ощущении себя на сцене.
Что очень понятно, с моей точки зрения, и сейчас почти забыто. Вызывает, конечно, сочувствие, но имеем, что имеем.
Вот в это всей системе взглядов адептов "нового" в российском театре есть одна системная ошибка - ставка на "мы победим!" Эта фраза - цитирование из выступления самой Аллы Демидовой на каком-то вручении театральной премии, произнесённая ею в защиту Серебренникова, помните эти панегрики?
Кого вы собрались побеждать? Русский репертуарный театр? Не победите. На разрушении традиционного в противопоставлении нового не построишь, так же как не построишь счастье, на несчастье, других. Победить можно только в конкуренции, выстраивая своё.
А со своим что-то не очень получается. Слишком заняты разрушением, ни на что другое уже творческих сил нет. И прав Анатолий Васильев — это поражение.
И кого вы побеждаете - никого. И кто вас победит никто. И может именно поэтому сейчас актриса масштаба Демидовой читает стихи в ресторане для жующей и выпивающей публики?
Наталья Переверзева
Фото с сайта kin0-teatr.ru