Лев Рыжков: Роман Виктора Ремизова - виртуозно написанная дрянь

Лев Рыжков: Роман Виктора Ремизова - виртуозно написанная дрянь

19/01/2022 22:45

Москва, Лев Рыжков, NEWS.AP-PA.RU И «Вечная мерзлота» - это образчик виртуозно выписанной дряни. Дрянь выверена по фактуре, дрянь не повторяет ошибок «газель-яхиной».

 

 

 

Читал, друзья, всё начало нового года модный роман «Вечная мерзлота». Дней десять. Книжища огромнейшая.

В принципе, скажу так, полёт был не нудным. Виктор Ремизов нормально держит интригу. Каждая глава — это, так или иначе, конфликт кого-то с кем-то. И это тоже – автору плюс несомненный.

Повествование, вообще, скачет достаточно бойко. Читать легко. Не так, чтобы продираешься сквозь джунгли графомании. Нет! Автор не лажает. Герои живые. Всё вроде норм.

Я сначала думал, что это – сайд-проект какого-нибудь Иванова. Но тот слишком коряв, в анонимных проектах представляет собой жалкое зрелище. Потом погрешил на Акунина. Вот действительно, очень похоже. По всем лекалам коммерции склеено. Но всё-таки – почти тысяча страниц. Никакому Акунину не под силу столько времени тратить на ноу-нейм-проджект.

Потом автора погуглил. Действительно, есть такой. На «Букер» номинировался в 2014 году. Ну, хорошо, что же.

***

Коммерчески текст безупречен. Здесь действительно есть запоминающиеся женские судьбы, как обещает Майя Кучерская на задней стороне обложки. Здесь есть всё, что необходимо коммерчески успешному произведению.

«Вечная мерзлота» - в своём роде безупречный артефакт. Это – умоляю, не надо, - не продукт авторского вдохновения. Это – абсолютно грамотное и коммерчески выверенное нечто. Я вижу здесь око маркетолога. «Так, вот здесь рыдаем!» - руководит он, тыкая в сто-двадцать-лохматую страницу текста. – «А сюда – сопли, быстро!»

И автор, что паинька, вставляет куда надо сопли, а куда надо страсти. Под надзором маркетолога, не сам. Я это дело вижу.

В том числе вижу пот, грязь и вымороз людей. Я вижу автора, написавшего о енисейской рыбалке, но которого зачем-то заставили переделывать записки рыбака в трактат о сталинских репрессиях.

В этой части автор, воспользуемся его же терминологией, «гонит туфту». Ближе к концу, он просто тупо копирует (для объема, наверное) документы общества «Мемориал». Но только к концу. Первые страниц семьсот он – своими словами излагает. И лишь к концовке, понимая, что цензоры с хорошими лицами утомились, принт-скринит.

***

По тексту. Это – новый извод Гузели Яхиной. Но если та была убога и неказиста, если та была из серии «берём в писари хоть одноногих», то Ремизов – фрукт перчёный и ..уй (извините) дрочёный.

Это – именно та плохая литература, что способна увлекать. Это реально опасная плохая литература.

Мы заблуждаемся, если думаем, что дрянь-литература не поднимется выше мяса под мотором катера Гузели Яхиной. Плохая литература может быть написана хорошо. Вот в чём проблема.

И «Вечная мерзлота» - это образчик виртуозно выписанной дряни. Дрянь выверена по фактуре, дрянь не повторяет ошибок «газель-яхиной». Но это, тем не менее, дрянь.

Есть тут и миллионы изнасилованных немок, есть тут и трагические судьбы латышей, эстонцев, чеченцев. Есть тут и русские убийцы, и тюрьма народов.

Но со времен «газель-яхиной» книгоделы научились лепить книги не в виде сплошного позора. Новейшие книгоделательные буквопродукты даже можно читать. Можно читать и «Вечную мерзлоту».

Но напутствие автору, а также мнение о прочитанном можно выразить четырьмя буквами «КГ/АМ». Кто знает, тот знает. Кто не знает, погуглит.

Лев Рыжков

Фото facebook.com


Другие новости


Лев Рыжков: Позднейший Лимонов
Лев Рыжков: Последний советский фильм и нацистский доктор Менгеле
Лев Рыжков: Театральный роман М. В. Булгакова

Новости портала Я РУССКИЙ